Есть ли отличия между тосолом и антифризом — можно ли смешивать их?

Можно ли смешивать тосол с антифризом? Многие автовладельцы даже не догадываются, что тосол – это разновидность охлаждающей смеси, пользовавшегося большим спросом на отечественном рынке в XX веке. Не смотря на общее предназначение обоих средств, нужно осознавать различия между ними и последствия неправильного использования.

В чем разница между тосолом и антифризом?

Как написано выше, тосол – это охлаждающая жидкость, появившаяся во времена советского союза и оставшаяся на российском авторынке вплоть до настоящего момента. Само название ни что иное как аббревиатура производителя – Технология органического синтеза отдельной лаборатории.  Поскольку в те годы особого выбора продукции не наблюдалось, наименование стало именем продукта. Долгое время продукцию импортного производства также обозначали как тосол.

В чем разница между ними? Как остальные охладители, они отличаются по своему составу. Тосол включает в себя воду, этиленгликоль. Особенностью является содержание различных присадков на базе солей неорганических кислот.

Антифриз также своими составляющими имеет этиленгликоль, воду и присадки, присутствуют доли спирта, глицерина и пропиленгликоля. Основным преимуществом состава является присутствие органических солей, поскольку они обладают антипенными, антикоррозийными, антигравитационными свойствами.

Таким образом, тосол – это определенная марка советской охлаждающей жидкости, а антифриз – общее наименование данной продукции. Главное отличие – используемые соли. Он в своем составе использует неорганические, а антифриз – органические кислоты.

Если их сравнивать по эксплуатационным характеристикам, то можно вывести следующие отличительные черты:

  • Образованный на стенках патрубков слой защищает от коррозии, но ухудшает теплопроводимость. Это приводит к увеличению расхода топлива, а также преждевременному износу мотора. Антифриз же образует защитный слой лишь на тех участках, которые находятся в зоне риска, тем самым, уровень теплопередачи не меняется.
  • Охлаждающие свойства тосола рассчитаны на 35000-40000 км, в то время как импортный аналог сохраняет свои качества до 250000 км.
  • Состав отечественного продукта, содержащий неорганическую соль, силикат и фосфат, способствует образованию гелеобразных осадков, которые засоряют радиатор. Антифриз подобных «побочек» не вызывает, поскольку содержит органические соли.
  • Рабочая температура российского производства не превышает 105 С⁰, а антифриз начинает закипать, достигая отметки в 110-115 С⁰

Можно ли их смешивать?

Многие водители скептически относятся к отечественному хладагенту, предпочитая импортные варианты. К слову, тосол, действительно, в своем эксплуатационном качестве проявляет себя более агрессивно, и применение его в системах иномарок может быть неоправданным. К тому же есть куда большая вероятность приобрести низкокачественный продукт или паленую подделку. В таком случае, его использование может нанести ощутимый урон охлаждающей системе автомобиля и его основным узлам.

Однако, оригинальный тосол имеет ряд преимуществ. В его составе присутствует специальный силикат, «смягчающий» влияние на элементы и образующий своего рода защитное покрытие на внутренней поверхности труб системы. Это улучшает охлаждение и предотвращает образование коррозии.

Антифриз в своем составе не содержит силиката, поскольку его воздействие не такое сильное. Именно поэтому смешивание этих двух хладагентов или замена одного другим недопустимо. Без промывки системы и ее тщательной очистки подобное химическое соединение может привести к загрязнению составляющих частей системы и преждевременному появлению коррозии. От этого работа двигателя автомобиля станет нестабильной, а его срок службы значительно уменьшится.

Помимо этого, весь состав охлаждающих веществ может значительно различаться разновидностями своих компонентов. При проверке не нужно нюхать или попробовать хладагент на вкус – как и вся автомобильная химия он является ядом.

Разновидности охлаждающих жидкостей

В настоящий момент, согласно классификации GeneralMotors USA, авторынок располагает тремя разновидностями хладагента: G11, G12 и G13. Самый легкий из них по эксплуатационным показателям и с основным комплексом неорганических присадок – g11. Такие хладагенты используются на грузовиках и легковушках. Имеет голубой или зеленый цвет. К этому классу относится тосол.

Следующий класс наиболее распространенный и популярный среди водителей – g12. Он состоит из органических добавок карбоксилата и этиленгликоля.  Его применение охватывает современные мощные двигатели и массивные грузовые машины, поскольку с лёгкостью справляется с повышенными нагрузкой и температурным режимом. Средство имеет красный или розовый оттенок.

Хладагент с пропилен гликолем в качестве основы является средством класса g13. Это продукт с желтым или оранжевым цветом, который оказываясь в окружающей среде имеет повышенную скорость разложения на элементы, что отличает его от смеси с этиленгликолем. Класс G13 считается самым экологичным.

Как узнать, что залито?

Не всегда автомобиль приобретается с нуля в салоне. При покупке машины с пробегом необходимо знать об ее эксплуатации как можно больше, в том числе и о том, какую охлаждающую жидкость использовал предыдущий владелец. Если сразу не было уточнено, то лучше попытаться связаться с продавцом. Однако, при отсутствии возможности нужно уметь самостоятельно определить принадлежность хладагента.

Ранее определить использование было достаточно просто благодаря его синему цвету. Сейчас же многие охладители имеют такую же окраску. Таким образом определить по цвету уже не получится. Некоторые отважные водители утверждают, что можно определить антифриз по его сладковатому привкусу. Такой отчаянный способ лучше исключить во избежание отравления. Более безопасным будет понюхать содержимое бачка, взмахом руки пригоняя аромат к носу. Антифриз не имеет никакого запаха.  А вот на ощупь он будет похож на масло, что отличает от тосола.

Еще один способ – добавить в вещество воду. При взаимодействии с ней тосол становится мутным, а антифриз сохраняет свои консистенцию и оттенок. Также можно отправить хладагент в морозильную камеру. Антифриз не реагирует на низкий показатель температуры и остается жидким, тогда как его российский вариант замерзает.

Если в гараже имеется такое устройство как ареометр, то выявить происхождение жидкости не составит труда. Для этого будет необходимо определить плотность охлаждающего средства. Главное – проводить измерение в жилом помещении при средних показателях термометра. Антифриз 100% выдаст показатель плотности в 1,070г/см3 –  1,082 г/см3.

При отсутствии возможности самостоятельной проверки или неуверенности в своих силах, можно обратиться в технический сервис, где при помощи пробы подскажут какой тип был залит в бачок.

Популярные марки

При приобретении стоит ориентироваться на марку и тип, рекомендованные производителем автомобиля. Особым спросом пользуются товары таких компаний, как Shell, Total, Texaco, Sintec, Лукойл, Вамп. Однако, выбирать средство только лишь потому что оно хорошо зарекомендовало себя – неразумно. При отличии от первоначального продукта реакция может привести к образованию хлопьев и поломке.

Как залить охлаждающую жидкость?

Заливку хладагента нужно проводить поэтапно:

  • Для начала нужно завести двигатель и дать ему поработать 10-15 минут. После этого нужно включить печку на полную мощность и заглушить мотор.
  • Поставить машину так, чтобы ее перед был расположен чуть ниже задней части. Это необходимо для того, чтобы слив хладагента был равномерным и полным. Затем вынимаем из расширительного бачка пробку. Рабочее вещество отличается быстрой потерей тепла, потому риск получить ожог минимален, но лучше быть осторожнее. Слив должен происходить через выходное отверстие в радиаторе в заблаговременно подготовленные емкости.
  • Если планируется использование нового средства, систему охлаждения необходимо тщательно промыть. В этих целях лучше использовать дистиллированную воду. Она отлично убирает коррозию и накипь.
  • Непосредственно сама заливка. Самое главное здесь – не перепутать омывательный бачок с расширительным. Они располагаются достаточно близко и внешне могут быть похожи.
  • Следующий шаг – выпуск воздуха из охладительной системы. Для этого в цилиндровом блоке мотора находится винт. Как только появятся первые капли рабочей жидкости, можно закручивать кран обратно до упора – весь воздух был спущен.
  • Последний этап – завести движок и каждые пять-семь минут поднимать обороты, возвращаясь в первоначальный режим. После этого двигатель глушится, проверяется уровень, который при необходимости дополняется. Чтобы знать какой объем требуется залить, нужно ориентироваться на отметки на бачке.

Подводя итог, можно сделать основные выводов:

  • тосол стоит дешевле, но при этом больше подходит для старых двигателей, изготовленных из чугуна (моторы из латуни, алюминия и меди не так устойчивы к его агрессивному воздействию), а также чаще встречается в виде низкокачественных подделок;
  • антифриз прослужит куда дольше, при этом обладает большим спектром полезных примесей, а также служит дольше и выдерживает большие температурные показатели.

Не стоит мешать тосол с антифризом, если нет желания проводить серьезный ремонт мотора. Также не нужно доливать воду в радиатор, это приведет к поломке не только охладительной системы, но и выходу из строя остальных узлов. Выбор хладагента – важное мероприятие, халатное отношение к которому может привести к серьезным последствиям.

Ссылка на основную публикацию
3000