Знать, как расшифровывается маркировка моторных масел необходимо каждому водителю. Ведь исправное функционирование двигателя внутреннего сгорания напрямую зависит от правильно подобранного масла. Условия эксплуатации этого компонента довольно суровы: каждый узел мотора отличается перепадом температурной и механической нагрузок. Не проще и со стороны химических реакций: воздействие кислорода, иных газов, продуктов распада и прочих составляющих процесса не проходит бесследно.
Сведения о главных характеристиках моторных масел (ММ) можно найти на самой упаковке. Чтобы подобрать нужное средство достаточно знать расшифровку указанных характеристик.
Содержание
Классификация масел SAE
Society of Automotive Engineers (SAE) – общество автомобильных инженеров создало свою маркировку по вязкости, используемую практически по всему земному шару и схожую с российской классификацией.
Разделение по данному классификатору выглядит так:
- всесезонные – универсальные составы, подстраивающиеся под внешнюю температуру;
- летние – безупречно работающие при показаниях выше 0С;
- зимние обозначаются как W – гарантируют запуск на холодную при любой температуре не больше 0С.
Делятся эти масла на десять классов, согласно их значениям вязкости и температурным границам. Маркировка зимних средств состоит из буквы и числа, которое означает рабочую температуру. Чем она меньше, тем ниже число, обозначенное на этикетке. Диапазон, чаще всего, представлен рядом 20W, 15W, 10W,5W, 0W.
Летние ММ не имеют букв в своем обозначении, указывается лишь их предел температуры – от 20 до 50 (с интервалом в 10 единиц). Соответственно, что высокий цифровой показатель говорит о высокой температуре, при которой оно хранит свои характеристики и не теряя полезных свойств.
Всесезонные составы маркируются через дефис и содержат показатели двух предшествующих классов. Чем сильнее разница между этими числами, тем больше пределы рабочих режимов.
Зимние ММ по SAE имеют ряд от 0W до 25W с интервалом в 5 единиц. 5W может использоваться в самые сильные морозы, а 10 W гарантирует запуск двигателя при температурном значении не ниже -30 и может быть использован в условиях умеренного климата. Если автомобиль оснащен мощным стартером и имеет надежный аккумулятор, то допустимо использование 15W при температуре -25 градусов. Идеальный продукт для любого сезона в условиях умеренного климата. В ралли и автогонках чаще всего применяют W20 с температурным показателем не ниже -20 градусов.
Летние ММ имеют 5 наименований: SAE60, 50, 40, 30, 20. Всесезонные, соответственно, имеют обозначения SAE10W-40, 15W-30, 20W-20, 5w40.
API-классификация
Также популярностью пользуется классификация API (American petroleum institute). Она берет за критерий разделения соотношения условий мотора и свойств ММ. В маркировке применяются два символа. Первый говорит о типе движка (С – дизель, S – бензин), а вторая (от A до H включительно) – говорит о свойствах эксплуатации состава.
Особенностью является возрастание нагрузки с отдалением буквы от начала алфавита. Например, для нефорсированных силовых установок хороши продукты SA и CA, а высокофорсированные, много клапанные движки и агрегаты с турбо надувом используют SH и CD.
Производители ориентируются на обе классификации. В данный момент предпочтение отдается составам-всесезонникам. В производство идут, как правило, средства, подходящие и для дизелей, и для бензинных установок.
По данному классификатору ММ имеют четыре основных показателя: тип ДВС и его рабочий режим, год производства, условия и особенности эксплуатации. В итоге происходит разделение на 2 класса:
- Service «S» — составы для четырехтактных бензиновых агрегатов;
- Commercial «C» — продукты для дизельных установок автомобильного, сельскохозяйственного и строительного транспорта.
Маркировка представляет комбинацию из двух букв:
- S/С на первом месте;
- Уровень эксплуатации – A, B, C, D, E, F, G, H, J, L, M, N.
Категория C | Категория S | |
CH-4 – используются на высокоскоростных дизелях | SH – бензиновые моторы легковых авто, небольших грузовиках и фургонах. | SJ – повторяет свойства SH и имеет дополнительные преимущества – более экономный расход горючего, повышенное энергосбережение, борьба с отложениями |
CJ-4 – находят применение на высокоскоростных дизелях, имеют дополнительные критерии к стойкости, препятствованию накоплению отложений и пенообразованию, противоокислительному эффекту | SM – по сути, ужесточенная вариация SL | SL – требует повышенных противоокислительных, очищающих и энергосберегательных качеств |
CI-4 – высокоскоростные дизели. Совместимы с сажевой фильтрацией и устройствами для уменьшения токсичности выхлопа, имеют усовершенствованные свойства CJ-4 | SN – вводит дополнительные требования к энергосбережению и стойкости. Предполагает увеличение ресурса. Применяется на моторах, использующих биотопливо. |
ILSAC
Вместе с API часто используют маркировку ММ по классификатору ILSAC. Основными отличительными чертами ММ по ней являются:
- малое содержание фосфора;
- пониженная вязкость;
- экономия горючего и энергосбережение;
- фильтрация при пониженных значениях температуры;
- незначительная испаряемость;
- пониженный уровень пенообразования.
Выделяются 5 основных классов по ILSAC: GF-1 – GF-5. GF-5 предназначен для повышенной защиты поршневых и турбокомпрессоров от различных осадков, характеризуются взаимодействием с уплотняющими компонентами и увеличивают срок службы ДВС, функционирующих на топливе биокласса с содержанием этанола.
GF-4 имеют повышенную топливную экономичность, больший срок службы масла до замены, устойчивость состава к эксплуатационным нагрузкам, защиту систем по уменьшению токсинов в выхлопе. GF-3 близки по требованиям к качеству GF-4. Их главное отличие – усиленный контроль к содержащимся присадкам и их устойчивости, соблюдение расхода смазывающего средства во время эксплуатации.
Класс GF-2 имеет одним из главных требований – содержание фосфора в объеме не больше 0,1%. Также ММ должны работать при низком температурном режиме, обладать стойкостью к пенообразованию и температурным отложениям. Под такие критерии попадают OW-30, OW-40, 10W-40, 10W-30, 5W-50, 5W-40,5W-30 и 5W-20.
GF-1 является самой лояльной и имеет минимальные требования к ММ. Среди них: экономный расход топлива, пониженное содержание токсинов, экономный расход горючего и доля фосфора не более 0,12%.
Классификатор по ACEA
По сути – европейский аналог API. Ее особенность – обязательные испытания продукции на соответствие стандарту. Для этих целей существует корпорация EELQMS, проводящая тестирование и выдающая сертификаты об успешном прохождении.
ММ по данному классификатору разделяются на три категории:
- A/B составы для установок, работающих, как на дизеле, так и на бензине;
- C средства, отличающиеся жесткими рамками требований по экологичности выхлопных газов Euro-4. Отлично функционируют в связке с катализаторами и сажевой фильтрацией;
- E — дизельные ДВС тяжелого и грузового транспорта.
Для наглядности классификацию лучше представить в виде таблицы.
ММ по ACEA | Свойства |
А1 | Максимально низкий уровень вязкости. Экономный расход горючего при большом сдвиге и высоких температурах. Используется только по рекомендациям производителей авто. |
А2 | Обычные условия эксплуатации бензиновыми агрегатами с привычной частотой замены. |
А3 | Высокие рабочие характеристики. Выступают в роли всесезонных составов с низким уровнем стабильной вязкости. Позволяют увеличивать периодичность замены. |
В1 | Практически идентичны с А1, применяются по настоянию производителей ДВС за счет индивидуальных особенностей. |
В2 | Рабочий вариант для дизельных агрегатов с промежуточной впрысковой конструкции. Частота замены в пределах обычной нормы. |
В3 | Применяется на дизельных движках с промежуточным впрыском и более длительным промежутком замены. Характеризуются пониженной вязкостью и всесезонными качествами. |
В4 | Используются в случае заводских рекомендаций на дизельных движках с непосредственной системой впрыска. |
Е1 | Находят применение в безнадувных дизелях или турбомоторах при средней или легкой рабочей эксплуатации. Интервал замены в пределах обычного. |
Е2 | Средняя и сложная степень эксплуатации турбодвигателей или дизелях без надува. Обычная замена. |
Е3 | Обеспечивают идеальную чистоту и зеркальную пленку поршня, уменьшая износ и препятствуя образованию отложений. Чаще используются на моторах Euro-1 и 2. |
Е4 | ММ со свойствами, превышающими требования предыдущего класса. Применимы на быстроходах Euro-1 и 2 в самых тяжелых условиях работы. |
Классификация по составу
Наиболее легким и понятным является определение класса по основе ММ. Так они делятся на:
- синтетические;
- минеральные;
- полусинтетические.
Такое разделение характеризует не только содержимое средства, но и вязкость, температурную стойкость, вытекающие из этого использование и стоимость. Также данная классификация позволяет отдать должное внимание различным присадкам, используемых в производстве. Они служат для улучшения и усиления главных характеристик ММ и ощутимо отражаются на стоимости продукции.
Как выбрать моторное масло?
- Чтобы не выкидывать деньги на ветер, в первую очередь, нужно опираться на рекомендации технических документов конкретной модели автомобиля.
- Температурный режим, данный производителем ММ, не может быть надежным доводом для покупки.
- Присадки делают цвет продукта более темным, потому пытаться выбрать продукт по цвету – безнадежная затея.
- Не стоит смешивать разные марки ММ.
- Нельзя использовать одновременно масла с разными основами (минеральное в тандеме с синтетикой даст в конечном итоге хлопья, которые забьют каналы).
- В первую очередь нужно ориентироваться не на производителя, а на соответствие свойств продукта требованиям двигателя.