Классификация моторных масел: SAE, API, ILSAC, ACEA и расшифровка по вязкости

Маркировка моторных масел по вязкости и её значение

Знать, как расшифровывается маркировка моторных масел необходимо каждому водителю. Ведь исправное функционирование двигателя внутреннего сгорания напрямую зависит от правильно подобранного масла. Условия эксплуатации этого компонента довольно суровы: каждый узел мотора отличается перепадом температурной и механической нагрузок. Не проще и со стороны химических реакций: воздействие кислорода, иных газов, продуктов распада и прочих составляющих процесса не проходит бесследно.

Сведения о главных характеристиках моторных масел (ММ) можно найти на самой упаковке. Чтобы подобрать нужное средство достаточно знать расшифровку указанных характеристик.

Классификация масел SAE

Society of Automotive Engineers (SAE) – общество автомобильных инженеров создало свою маркировку по вязкости, используемую практически по всему земному шару и схожую с российской классификацией.

Разделение по данному классификатору выглядит так:

  • всесезонные – универсальные составы, подстраивающиеся под внешнюю температуру;
  • летние – безупречно работающие при показаниях выше 0С;
  • зимние обозначаются как W – гарантируют запуск на холодную при любой температуре не больше 0С.

Делятся эти масла на десять классов, согласно их значениям вязкости и температурным границам. Маркировка зимних средств состоит из буквы и числа, которое означает рабочую температуру. Чем она меньше, тем ниже число, обозначенное на этикетке. Диапазон, чаще всего, представлен рядом 20W, 15W, 10W,5W, 0W.

Летние ММ не имеют букв в своем обозначении, указывается лишь их предел температуры – от 20 до 50 (с интервалом в 10 единиц). Соответственно, что высокий цифровой показатель говорит о высокой температуре, при которой оно хранит свои характеристики и не теряя полезных свойств.

Всесезонные составы маркируются через дефис и содержат показатели двух предшествующих классов. Чем сильнее разница между этими числами, тем больше пределы рабочих режимов.

Зимние ММ по SAE имеют ряд от 0W до 25W с интервалом в 5 единиц. 5W может использоваться в самые сильные морозы, а 10 W гарантирует запуск двигателя при температурном значении не ниже -30 и может быть использован в условиях умеренного климата. Если автомобиль оснащен мощным стартером и имеет надежный аккумулятор, то допустимо использование 15W при температуре -25 градусов. Идеальный продукт для любого сезона в условиях умеренного климата. В ралли и автогонках чаще всего применяют W20 с температурным показателем не ниже -20 градусов.

Летние ММ имеют 5 наименований: SAE60, 50, 40, 30, 20. Всесезонные, соответственно, имеют обозначения SAE10W-40, 15W-30, 20W-20, 5w40.

API-классификация

Также популярностью пользуется классификация API (American petroleum institute). Она берет за критерий разделения соотношения условий мотора и свойств ММ. В маркировке применяются два символа. Первый говорит о типе движка (С – дизель, S – бензин), а вторая (от A до H включительно) – говорит о свойствах эксплуатации состава.

Особенностью является возрастание нагрузки с отдалением буквы от начала алфавита. Например, для нефорсированных силовых установок хороши продукты SA и CA, а высокофорсированные, много клапанные движки и агрегаты с турбо надувом используют SH и CD.

Производители ориентируются на обе классификации. В данный момент предпочтение отдается составам-всесезонникам. В производство идут, как правило, средства, подходящие и для дизелей, и для бензинных установок.

По данному классификатору ММ имеют четыре основных показателя: тип ДВС и его рабочий режим, год производства, условия и особенности эксплуатации. В итоге происходит разделение на 2 класса:

  • Service «S» — составы для четырехтактных бензиновых агрегатов;
  • Commercial «C» — продукты для дизельных установок автомобильного, сельскохозяйственного и строительного транспорта.

Маркировка представляет комбинацию из двух букв:

  • S/С на первом месте;
  • Уровень эксплуатации – A, B, C, D, E, F, G, H, J, L, M, N.
Категория C Категория S
CH-4 – используются на высокоскоростных дизелях SH – бензиновые моторы легковых авто, небольших грузовиках и фургонах. SJ – повторяет свойства SH и имеет дополнительные преимущества – более экономный расход горючего, повышенное энергосбережение, борьба с отложениями
CJ-4 – находят применение на высокоскоростных дизелях, имеют дополнительные критерии к стойкости, препятствованию накоплению отложений и пенообразованию, противоокислительному эффекту SM – по сути, ужесточенная вариация SL SL – требует повышенных противоокислительных, очищающих и энергосберегательных качеств
CI-4 – высокоскоростные дизели. Совместимы с сажевой фильтрацией и устройствами для уменьшения токсичности выхлопа, имеют усовершенствованные свойства CJ-4 SN – вводит дополнительные требования к энергосбережению и стойкости. Предполагает увеличение ресурса. Применяется на моторах, использующих биотопливо.

ILSAC

Вместе с API часто используют маркировку ММ по классификатору ILSAC. Основными отличительными чертами ММ по ней являются:

  • малое содержание фосфора;
  • пониженная вязкость;
  • экономия горючего и энергосбережение;
  • фильтрация при пониженных значениях температуры;
  • незначительная испаряемость;
  • пониженный уровень пенообразования.

Выделяются 5 основных классов по ILSAC: GF-1 – GF-5. GF-5 предназначен для повышенной защиты поршневых и турбокомпрессоров от различных осадков, характеризуются взаимодействием с уплотняющими компонентами и увеличивают срок службы ДВС, функционирующих на топливе биокласса с содержанием этанола.

GF-4 имеют повышенную топливную экономичность, больший срок службы масла до замены, устойчивость состава к эксплуатационным нагрузкам, защиту систем по уменьшению токсинов в выхлопе. GF-3 близки по требованиям к качеству GF-4. Их главное отличие – усиленный контроль к содержащимся присадкам и их устойчивости, соблюдение расхода смазывающего средства во время эксплуатации.

Класс GF-2 имеет одним из главных требований – содержание фосфора в объеме не больше 0,1%. Также ММ должны работать при низком температурном режиме, обладать стойкостью к пенообразованию и температурным отложениям. Под такие критерии попадают OW-30, OW-40, 10W-40, 10W-30, 5W-50, 5W-40,5W-30 и 5W-20.

GF-1 является самой лояльной и имеет минимальные требования к ММ. Среди них: экономный расход топлива, пониженное содержание токсинов, экономный расход горючего и доля фосфора не более 0,12%.

Классификатор по ACEA

По сути – европейский аналог API. Ее особенность – обязательные испытания продукции на соответствие стандарту. Для этих целей существует корпорация EELQMS, проводящая тестирование и выдающая сертификаты об успешном прохождении.

ММ по данному классификатору разделяются на три категории:

  1. A/B составы для установок, работающих, как на дизеле, так и на бензине;
  2. C средства, отличающиеся жесткими рамками требований по экологичности выхлопных газов Euro-4. Отлично функционируют в связке с катализаторами и сажевой фильтрацией;
  3. E — дизельные ДВС тяжелого и грузового транспорта.

Для наглядности классификацию лучше представить в виде таблицы.

ММ по ACEA Свойства
А1 Максимально низкий уровень вязкости. Экономный расход горючего при большом сдвиге и высоких температурах. Используется только по рекомендациям производителей авто.
А2 Обычные условия эксплуатации бензиновыми агрегатами с привычной частотой замены.
А3 Высокие рабочие характеристики. Выступают в роли всесезонных составов с низким уровнем стабильной вязкости. Позволяют увеличивать периодичность замены.
В1 Практически идентичны с А1, применяются по настоянию производителей ДВС за счет индивидуальных особенностей.
В2 Рабочий вариант для дизельных агрегатов с промежуточной впрысковой конструкции. Частота замены в пределах обычной нормы.
В3 Применяется на дизельных движках с промежуточным впрыском и более длительным промежутком замены. Характеризуются пониженной вязкостью и всесезонными качествами.
В4 Используются в случае заводских рекомендаций на дизельных движках с непосредственной системой впрыска.
Е1 Находят применение в безнадувных дизелях или турбомоторах при средней или легкой рабочей эксплуатации. Интервал замены в пределах обычного.
Е2 Средняя и сложная степень эксплуатации турбодвигателей или дизелях без надува. Обычная замена.
Е3 Обеспечивают идеальную чистоту и зеркальную пленку поршня, уменьшая износ и препятствуя образованию отложений. Чаще используются на моторах Euro-1 и 2.
Е4 ММ со свойствами, превышающими требования предыдущего класса. Применимы на быстроходах Euro-1 и 2 в самых тяжелых условиях работы.

Классификация по составу

Наиболее легким и понятным является определение класса по основе ММ. Так они делятся на:

  • синтетические;
  • минеральные;
  • полусинтетические.

Такое разделение характеризует не только содержимое средства, но и вязкость, температурную стойкость, вытекающие из этого использование и стоимость. Также данная классификация позволяет отдать должное внимание различным присадкам, используемых в производстве. Они служат для улучшения и усиления главных характеристик ММ и ощутимо отражаются на стоимости продукции.

 Как выбрать моторное масло?

  • Чтобы не выкидывать деньги на ветер, в первую очередь, нужно опираться на рекомендации технических документов конкретной модели автомобиля.
  • Температурный режим, данный производителем ММ, не может быть надежным доводом для покупки.
  • Присадки делают цвет продукта более темным, потому пытаться выбрать продукт по цвету – безнадежная затея.
  • Не стоит смешивать разные марки ММ.
  • Нельзя использовать одновременно масла с разными основами (минеральное в тандеме с синтетикой даст в конечном итоге хлопья, которые забьют каналы).
  • В первую очередь нужно ориентироваться не на производителя, а на соответствие свойств продукта требованиям двигателя.
Ссылка на основную публикацию