ШРУС: принцип работы, неисправности, диагностика, ремонт

Избавляемся от хруста в ШРУСЕ автомобиля

Появление стука и шороха в области ходовой части способно не только испортить удовольствие от вождения, но и быть сигналом о серьезной поломке автомобиля. С опытом многие водители начинают определять источник звука на слух, а также оценивать масштаб неисправности. Зачастую предметом опасения становится выход из строя шруса машины, или гранаты, как его называют в простонародье. Любой владелец автомобиля должен уметь диагностировать поломку и знать необходимые мероприятия по ремонту, чтобы избежать аварийной ситуации на дороге.

Что такое шрус?

Шарнир равных угловых скоростей, он же ШРУС или граната, — это деталь, отвечающая за передачу на ведущие колеса крутящего момента. Он имеется в строении переднеприводных и полноприводных авто, позволяя одновременно управлять колесами, не смотря на свой небольшой размер, и обеспечивать стабильную передачу крутящего момента от мотора. Граната применима и на заднеприводных авто в том случае, если их конструкция предполагает наличие независимой подвески. Сама передача происходит под корректируемым углом между полуосями.

В народе шрус получил еще одно название – граната. Не только ввиду внешней схожести со снарядом, но и за разрушительную силу последствий своего выхода из строя и непредсказуемость. Из-за неисправности данного элемента автомобиль может резко остановиться и «заклинить», что более страшно, на полном ходу.

Автомобили с передним приводом имели ряд преимуществ во время своего дебюта:

  • обладали лучшей проходимостью;
  • были достаточно экономичнее других авто;
  • отличались более динамичным управлением.

Но вместе с этим в процессе передачи вращательной силы на передние колеса терялось весомое количество мощности, а также:

  • быстро выходили из строя шарнирные механизмы;
  • процесс передачи крутящего момента не был плавным;
  • вал и шестеренки КПП подвергались повышенной нагрузке во время работы;
  • рабочий ход сопровождала сильная вибрация.

Для решения данных моментов были созданы шрусы, которые не только смогли нейтрализовать описанные минусы, но и сохранить мощность при передаче.

Какие бывают шрусы

Среди существующих условно выделяются 4 разновидности данных узлов:

  • Шариковый – самый популярный и ходовой. Используется в работе переднеприводных легковых авто;
  • Трипоидный – благодаря своему осевому перемещению применяется в работе внутренних конструкций;
  • Сухариковый – предназначен для установки на автобусы и грузовики;
  • Спаренный – самый сложный по своей конструкции тип, оттого и редко используемый.

При этом классифицируются гранаты на внешние и внутренние. Внешний узел отвечает за соединение ступицы колеса и полуосью. Внутренний выступает соединяющим звеном полуоси и КПП. Их работа является парной, все нагрузки передаются обоими узлами.

Конструкция и принцип работы

Строение шруса определяется его типом. Внешне он сильно схож с карданом. Основные элементы любой разновидности – корпус, сепаратор, нижняя часть, шарики:

  • Корпус выполнен в виде полусферы, чаши, в которую установлен ведущий вал. Внутри он испещрен канавками;
  • Сепаратор выглядит как кольцо с углублениями для шариков, выступающих соединительными элементами составных частей детали;
  • Нижняя часть, она же обойма, напоминает шестеренку, взаимодействует с ведущим валом;
  • В состав каждого шруса входят 6 металлических шариков.

В переднеприводных автомобилях привод – совокупность вала и внутреннего и наружного шарниров, при этом всего 4 гранаты. Один вал находится рядом с КПП и контролирует колебания автоподвески в вертикальности. Другой расположен возле колеса и регулирует передачу вращательной силы на поворотах.

Для надежной фиксации гранаты на приводе предусмотрено кольцо, находящееся сзади внутренней обоймы. Для наружной защиты шруса от грязи и пыли служит резиновый конусообразный пыльник, напоминающий гофрированную трубку. Этот чехол крепится краям узла специальными хомутами. Повреждение пыльника помимо загрязнения детали, чревато потерей смазки. Для длительной работы детали необходимо периодически проверять чехол на предмет трещин, а при покупке нового проверять его на эластичность – при сгибании не должно появляться трещин и заломов. Также стоит учитывать качество материала и репутацию марки. Это один из тех расходников, на котором не нужно экономить.

Признаки и причины поломки

Качественный шрус имеет довольно долгий срок службы. Однако, часто встречается износ детали даже у новых автомобилей. Почему? Основные причины его выхода из строя:

  • Малое количество смазки, низкое качество смазывающей жидкости;
  • Дешевые материалы, используемые при изготовлении подделок;
  • Загрязнение элемента из-за повреждения пыльника;
  • Плохое дорожное полотно, грубое вождение;
  • Игнорирование рекомендаций по срокам эксплуатации и замены данной части.

Самостоятельно определить неисправность гранаты не так уж сложно. При визуальном осмотре можно определить дисфункцию узла, а для более точного решения может потребоваться разбор шарнира при использовании домкрата, ямы или эстакады.

К главным признакам дисфункции относятся:

  • шум в ходовой части машины при поворотах колес (стук, хруст, скрип), который усиливается при маневрировании;
  • нехватка смазочной жидкости;
  • присутствие инородных тел;
  • зазор вала, при котором во время движения полуоси в рабочей стороне детали образуется люфт.

Чтобы выявить поломку наружного узла, автомобиль стоит припарковать на ровной площади, вывернуть до упора руль и проехать пару метров, тем самым создав мощную нагрузку на шарниры. При поломанном шрусе, будет иметь место вышеописанный шум. Основное здесь – понять с внутренней или внешней стороны исходит шум.

Поломку внутреннего узла определяют несколько иначе. Для этого нужно проехать по дороге с ярко выраженными неровностями и ямами. При возникновении стука и хруста станет понятно, что граната сломана. Как вариант, еще можно создать такую нагрузку на заднюю часть авто, чтобы морда была приподнятой и ось согнулась под воздействием. Если при движении хруст возник, значит он вышел из строя.

Еще один из способов узнать внутренний или внешний узел вышел из строя:

  • поставить колеса машины прямо;
  • домкратом приподнять одно из ведущих колес;
  • поставить на ручник, включить передачу;
  • медленно тронуться;
  • плавно нажать на тормоз, создавая нагрузку на шрус (при поломанной гранате с внутренней стороны уже в этом моменте начинают возникать посторонние шумы, если же все в порядке, то движок просто заглохнет);
  • следующим действием нужно вывернуть руль до упора, плавно нажимая на тормоз (если шрус сломался с другой стороны, то появится дополнительный стук).

Быть точно уверенным в том, что поломка заключена в одной лишь гранате можно по движению машины в самом начале – ход будет сопровождаться рывками. Доводить до полного выхода из строя данного узла не стоит. Лучше обзавестись привычкой регулярно проверять на исправное состояние и вовремя менять расходник.

Ремонт шруса

Сам по себе данный расходный материал служит достаточно долго и без нареканий, если соблюдать рекомендации по проверке состояния и замены. Исключением является приобретение подделок и дешевых вариаций у ненадежного производителя. Что касаемо замены, то ее лучше предоставить специалисту техсервиса, если ранее не было никакого опыта в ремонте авто. Данная работа требует наличия специальных инструментов, знаний и навыков, без которых установка маловероятно закончится хорошо. Даже замена пыльника – трудоемкая и непростая задача. Что же тогда делать? Единственно верное направление – регулярный осмотр, а при износе или подозрении на поломку – обращение к специалисту.

Если опыт работы с поломками есть, то замена займет около часа при наличии необходимых инструментов. Для этого нужно снять колесо, затем открутить ступицу. После этого можно снимать диск тормоза, рулевой наконечник, шаровую опору и суппорт. Ведущий вал придется отбить монтировкой, используя несильные частые удары. Таким же способом сбить шрус, перемещая по полуоси. Новый узел ставится аналогично снятию. При возвращении колеса на место необходимо тщательно проверить колеса на предмет развала.

Опасно ли ездить с хрустящим узлом? Сложно сказать на вскидку. Как и точно сказать сколько можно ездить с такой неисправностью без серьезных последствий. Хрустеть шрус может и при торможении, и при повороте налево, право, имея лишь небольшие трещины на пыльнике. Однако, высока вероятность разрыва оси или вала, а также полного обездвижения авто на ходу, что может привести к смертельно опасной ситуации или поломке находящихся рядом элементов. Не смотря на высокую стоимость расходника, лучше не рисковать и вовремя решить возникшую проблему.

Ссылка на основную публикацию