Перегрев двигателя: причины, признаки, температура, последствия

Перегрев двигателя автомобиля — причины и последствия

В процессе работы ДВС важно обеспечить его охлаждение. Но при определенных обстоятельствах этот режим может нарушиться, что в итоге приводит к перегреву двигателя, а между тем это самое опасное последствие для силового агрегата, которое практически всегда заканчивается капитальным ремонтом силового агрегата. К тому же такая проблема является распространенной и при неумелом обращении грозит финансовыми потерями и порой немалыми.

Поэтому важно следить за температурным режимом и когда нужно принимать соответствующие меры. Ведь даже кратковременное превышение допустимых пределов отрицательно сказывается на ресурсе мотора. А при выраженном нагреве и вовсе выходит из строя. В связи с этим каждому водителю необходимо проявлять бдительность во время эксплуатации личного транспортного средства. Для этого не помешает знать, каким образом превышение рабочей температуры ДВС себя проявляет и собственно, что именно ведет к этому. А главное, чем интересуется каждый начинающий водитель – можно ли ехать с подобного рода поломкой и что происходит, если перегреть мотор? Да и есть ли метод, как не допустить превышения температурного режима за пределы нормы?!

Содержание

Общие сведения

При какой температуре мотор работает исправно и сколько градусов указывают на проблему? Для каждого агрегата предусмотрены свои значения рабочей температуры. И когда он хорошо прогреется, все системы начинают эффективно функционировать – начиная от управления впрыском и заканчивая рядом подсистем.

Рабочий диапазон практически любой силовой установки лежит в пределе 75-105 °C, что не приводит к перегреву масла или всего агрегата. Однако в современных аналогах этот порог увеличен до 115-130 градусов.

Правда, это актуально лишь в маркетинге для отчетности, ведь в действительности 120-130 °C – слишком большие значения для поршневой группы, а также резиновых и пластиковых элементов. Вряд ли тут можно избежать перегрева масла.

Признаки проявления опасной проблемы

Как определить перегрев двигателя? На это не всегда указывают густые клубы белого пара из-под крышки капота, как это можно видеть во многих фильмах или картинках посвященных этой проблеме. Поводом для беспокойства следует считать превышение показаний стрелки, указывающей на температурный режим.

Практически на каждом современном автомобиле используется как раз такая система контроля охлаждающей жидкости (ОЖ). Помимо этого на приборной панели может располагаться специальный индикатор-лампочка перегрева двигателя. Он загорается в случае превышения допустимого уровня температуры.

Вот ряд характерных признаков при перегреве двигателя, когда зажигается значок:

  • Уход стрелки в красную зону (она обычно начинается со 120 °C).
  • Тяговые усилия, ровно, как и мощность машины, заметно падают.
  • ДВС начинает работать громче с явными металлическими звуками.
  • Присутствие белого налета на свечах зажигания наряду с видимыми повреждениями, указывает на сильный нагрев ДВС.
  • Следы протекания антифриза или тосола, масла, трещины на корпусе, выраженная деформация некоторых деталей – все это также свидетельствует о значительном превышении допустимого предела температуры в охлаждающем контуре.
  • Вентилятор охлаждения работает постоянно либо он и вовсе не включается в условиях пробки, при движении авто даже на небольшой скорости.
  • Из подкапотного отделения появились пары – это явный симптом закипания ОХ.

Также осмотр расширительного бачка также определит склонность к перегреву двигателя. Для этого стоит открутить (только на охлажденном моторе) и если на стенках заметно потемнение вердикт не самый утешительный! Стоит глянуть и на сам тосол (антифриз) – хлопья темного оттенка укажут на попадание масла в охлаждающий контур.

Может ли прокладка ГБЦ служить причиной сильного нагрева мотора? Вопрос, которым задается любой автолюбитель, независимо от наличия опыта. Как правило, это случается вследствие повреждения (или прогара) прокладки ГБЦ. Стоит еще выкрутить крышку, которая закрывает маслозаливную горловину – когда под ней виднеется пена, значит, ОЖ попала в систему смазки.

Причины проблемы

Каждому владельцу транспортного средства следует уяснить, что его автомобиль, в частности ДВС, являются предметами, требующими ответственного и бережного отношения к себе. Любая машина нуждается в регулярном обслуживании, что позволяет избежать многих неприятностей, включая сильный нагрев.

Стоит отметить, что зачастую основная причина кроется именно в потере работоспособности важных узлов и агрегатов. Выше уже были описано, как определить перегрев двигателя. Теперь же стоит понять, почему так происходит.

Кондиционер

Как это ни прискорбно, но оборудование, которое служит созданию комфорта, вместе с этим служит и причиной перегрева двигателя. То есть даже с включенным кондиционером водители сталкиваются с этой проблемой. Собственно это происходит по ряду своих причин.

Работа контура охлаждения

Одна из самых распространенных кроется в нарушении функционирования системы охлаждения. Зачастую это обусловлено элементарной утечкой антифриза из разных мест на перегретом двигателе:

  • радиатора;
  • расширительного бачка;
  • патрубок;
  • печки.

При этом приходится постоянно восполнять потери, путем доливки ОЖ (в случае некритических повреждений). Появление проблемы также обусловлено использованием старого продукта. Когда антифриз не меняется в течение двух лет, его свойства заметно падают.

Еще стоит обратить внимание на радиатор кондиционера, он стоит перед основным радиатором охлаждающей системы ДВС. Присутствие грязи либо мусора в больших количествах тоже являются причиной сильного нагрева силового агрегата. При обнаружении следов ржавчины, а также сильном повреждении большей части ячеек радиатор нужно менять.

Вентилятор

Зачастую отклонение рабочего температурного режима случается при движении на автомобиле с низкой скоростью либо когда он долгое время в жару работает на холостых оборотах. Здесь может прослеживаться связь с отсутствием воздушного потока сквозь радиатор кондиционера, но это не всегда указывает на его засорение.

Когда машина стоит на месте с работающей силовой установкой, встречного потока просто нет. Тогда вся ответственность лежит на вентиляторе, который включается, стоит только ОЖ достигнуть определенной температуры. Благодаря такой слаженной работе агрегат эффективно охлаждается.

И если двигатель постоянно греется даже на холостых оборотах, в особенности, когда включен кондиционер, то причина кроется в неисправности вентилятора, его реле или муфты.

Помпа

Чаще всего выходит из строя как раз этот узел. Сбои водяного насоса или полная потеря его работоспособности приводит к нарушению циркуляции жидкости в охлаждающем контуре. Такое обычно происходит вследствие износа крыльчатки либо поломки привода помпы.

Обрыв ремня и вовсе останавливает этот процесс, в результате чего температура в ДВС лишь неуклонно растет. Данная неисправность определяется легко – достаточно заглянуть под капот машины.

Но помпу может и клинить, о чем свидетельствует характерные звуки, издаваемые ремнем, который проскальзывает по шкиву привода водяной насоса. Выполнить ремонт вручную не представляется возможным, а потому нужно буксировать транспортное средство до ближайшего автосервиса.

Термостат

В жару сильный нагрев мотора будет способствовать снижению его работоспособности и ДВС дольше греется, постоянно повышая температуру при движении. В связи с этим, если стрелка продолжает двигаться к красной зоне на ходу, то причина, скорее всего, кроется как раз в нем. А некачественный элемент и вовсе заклинивает.

Неисправный термостат не обеспечивает необходимый теплообмен, а также циркуляцию антифриза (или тосола) при движении автомобиля на большой скорости. Для устранения проблемы достаточно заменить его новой деталью. Большинство владельцев российских автомобилей на летний период и вовсе ездят без термостата. При этом сама силовая установка не греется даже в сильный зной. А с приходом осени деталь ставится на свое законное место.

Низкий уровень ОЖ

Причина перегрева двигателя в этом случае вполне объяснима – когда в системе недостает антифриза либо тосола, то эффективность охлаждения мотора ставится под большим вопросом. Из-за снижения объема жидкости тепло не успевает отводиться и вдобавок в патрубках образуются воздушные пробки.

Обнаружить эту неисправность нетрудно – печка в салоне перестает греть. А ведь она расположена на самом верху всей системы охлаждения, а потому при низком уровне антифриза, она первой отказывается работать.

Последствия проблемы

Появление признаков, ровно, как и причины, спровоцировавшие возникновение проблемы, не следует игнорировать, поскольку это грозит самыми разными последствиями и порой весьма тяжелыми по отношению к самому силовому агрегату. Главным образом все зависит от конкретной ситуации:

  • Степень кипения ОЖ.
  • Значения отклонения температуры за пределы показателей нормы.
  • Характер повреждений и т. д.

Что же происходит при перегреве двигателя? Специалисты выделяют несколько степеней или стадий.

Локальный характер

Сложность локального перегрева двигателя в том, что вовремя е заметить очень сложно. При этом особых последствий она не вызывает, хотя и признаки тоже могут отсутствовать. Сама силовая установка меж тем будет работать в штатном режиме.

А здесь причина это сильная закоксовка – когда в какой-либо камере сгорания (либо во всех) копится толстый слой нагара. Однако сама температура ОЖ находится в пределах нормы. Хотя температурный датчик никак не реагирует, сами поршни, включая кольца, стенки цилиндров, в том числе клапаны и остальные элементы, подвергаются сильному нагреву.

Средняя степень тяжести

Явные признаки перегрева двигателя проявляются в лице деформации основного блока, включая следы потеков. Силовой агрегат подвергается длительному воздействию высокой температуры, но его пока еще не заклинивает. У дизельных двигателей практически все то же самое за одним исключением – прибор взрывается.

Правда это относится к той ситуации, когда неисправность была замечена вовремя, и удалось избежать заклинивания мотора, а стрелка еще не достигла красной зоны. В противном случае последствия куда опаснее:

  • оплавление поршней;
  • трещины в корпусе ГБЦ;
  • разрушение поршневых колец;
  • тарелки клапанов также покрываются трещинами;
  • деформация привалочной плоскости ГБЦ.

Правда, при своевременной остановке мотора его еще можно спасти заменив ряд деталей.

Критический уровень

Когда происходит перегрев силового агрегата, и он самопроизвольно останавливается, причем внезапно – это уже следует расценивать как критический признак. Это самая последняя стадия и в большинстве случае он уже мертв, и восстановить его уже невозможно. В особенности, когда речь идет о силовом агрегате автомобиля ВАЗ-2114. Остается брать новый мотор или направляться на рынок за новой машиной.

При такой остановке обычно возникает резкий стук. Тогда после перегрева двигатель уже не заводится. Самые важные узлы и механизмы получают критический урон, который уже не исправить. Все заканчивается не только оплавлением поршней, шатунные, а также коренные вкладыши тоже чрезмерно нагреваются.

Иногда при этом происходят более печальные последствия – ломается сам коленчатый вал. Несколько поршней (либо какой-то один) не способны выдерживать сильную нагрузку и его (их) заклинивает, что заканчивается разрывом пополам. Нижняя часть опускается в поддон, тогда как верхняя остается в цилиндре. Шатун с поршневым пальцем начинают болтаться и рано или поздно пробивают стенки блока цилиндров. В народе это зовется «кулаком дружбы».

Восстановить такой мотор с технологической точки зрения все же можно, но нецелесообразно. Зачастую дешевле взять новый контрактный мотор.

Что можно и нужно делать, когда водитель наблюдает превышение рабочей температуры ДВС? Новички реагируют быстро – заглушают его. Однако так поступать стоит лишь в той ситуации, если стрелка уже в красной зоне. Но когда она еще не достигла этого участка, как раз глушить агрегат не нужно! Если это произошло на ходу, то лучше остановить машину и дать ему какое-то время поработать на холостых оборотах (хотя бы 2 минуты).

Это гуманный способ остановки силового агрегата, который позволяет избежать деформации и растрескивания нагретых деталей при их остывании. Помимо этого, ни под каким предлогом не выворачивать пробку расширительного бачка пока силовая установка горячая, иначе не избежать ожогов. Также не рекомендуется доливать ОЖ, пока мотор не остыл. Разница температур вызовет деформацию нагретых элементов.

Оптимально еще включить печку, выставив ее настройки на максимальный режим обдува и температуру. Это позволит быстрее остудить силовой агрегат. Однако до этого стоит убедиться, что в расширительном бачке еще есть. Когда ее нет, то включение печки лишь усугубит положение.

Защитные мероприятия

Каждый, кто разбирается в электричестве, прекрасно знает, что любой однофазный двигатель нуждается в хорошей защите от перегрузки и сильного нагрева. То же самое относится и к мотору автомобиля. Как не допустить перегрева? Для этого стоит придерживаться ряда профилактических мер:

  • Неукоснительно соблюдать все рекомендации производителя, для чего достаточно изучить техпаспорт транспортного средства.
  • Контролировать уровень ОЖ и масла в двигателе.
  • Избегать агрессивного стиля вождения.
  • Регулярно проходить техническое обслуживание.
  • Пользоваться услугами профессиональной диагностики, так как это позволит избежать ошибок и вовремя обнаружить неисправность.

Соблюдение этих простых рекомендаций позволит защитить двигатель от температурных перегрузок.

Замена масла

Другой не менее интересный вопрос – зачем и нужно ли вообще менять смазку после сильного нагрева ДВС? Стоит немного углубиться в суть – важная характеристика любого расходного смазывающего материала для силовой установки это его вязкость. Но превышение допустимого температурного порога моторная смазка утрачивает свои качества.

Вязкость в пределах нормы покрывает трущиеся детали тонкой пленкой, за счет чего предотвращается тесный контакт металла с металлом. Из-за перегрева масла сильно растет его потребление, а металлическим поверхностям наносится серьезный урон в силу трения.

Вдобавок имеющиеся в продукте присадки разрушаются и в результате образуются газы, кислоты, а также ряд прочих вредных соединений, которые не растворяются. Циркулируя внутри ДВС, они неизбежно вызывают повреждения различной степени тяжести. Таким образом, ответ на вопрос: нужно ли менять масло после его сильного нагрева – однозначен – да.

Итог

Даже незначительный перегрев двигателя автомобиля приведет к неприятным последствиям. При какой температуре возникают проблемы, мы уже выяснили (обычно более 120 градусов). Критическая же стадия грозит серьезными осложнениями вплоть до гибели ДВС. Для предотвращения проблемы следует контролировать уровень ОЖ, а также не лить в систему охлаждающего контура воду – для этого продаются специальные жидкости.

Также регулярно менять масло и остальные расходные материалы антифриз, тосол и так далее. Следить за техническим состоянием радиатора, корпуса силового агрегата, патрубков. При обнаружении трещин как можно скорее обратиться в ближайший автосервис. В любом случае лучше стараться не допустить перегрева силового агрегата.

Ссылка на основную публикацию