Работа автомобиля является результатом точного взаимодействия многочисленных и достаточно сложных систем. Во избежание поломки авто необходимо соблюдать своевременные диагностику и замены составляющих. Так, например, каждому водителю необходимо понять, когда менять ремень грм и какие мероприятия стоит осуществлять для надежного функционирования газораспределительного механизма.
Содержание
Предназначение
Внешне ремень газораспределительного механизма (ГРМ) выглядит как замкнутое кольцо, выполненное из прочной резины. Сейчас производители используют специальные составы-полимеры, а также стекловолокно, обладающее повышенной прочностью. Благодаря своему материалу, данная деталь работает почти бесшумно и не подвержена коррозии.
Ввиду постоянного трения, единственной естественной угрозой является физический износ, способный привести к разрыву. Размеры данного кольца зависят от конкретной модели двигателя. Из этого следует, что универсальных ремней не существует. Внутренняя сторона его полностью покрыта насечками для синхронизации с шестерней распредвала.
Главной функцией самого механизма считается обеспечение мобильного заполнения цилиндров рабочей жидкостью и вывод отработанных газов. Это происходит при открытии и закрытии клапанов, которые вместе с распределительным валом являются главными частями этой системы.
Вращательный момент, передача которого подтверждает работоспособность распредвала, осуществляется связкой коленвала и привода. За их синхронизацию отвечает ремень данного механизма. Встречаются модели ДВС, в которых с его помощью осуществляется работа водяного насоса.
Располагается кольцо между блоком цилиндров и радиатором в передней части подкапотного пространства. Технически его замена достаточно проста, поскольку он находится на виду, и добраться до него не составит особого труда. Деталь может быть скрыта под защитным корпусом, который присущ последним моделям авто класса люкс, но это никак не повлияет на сложность ремонта.
Ранее использовали для соединения коленвала и привода цепь, однако, она была более массивной и имела меньший рабочий потенциал. К тому же, ее работа сопровождалась приличным шумом, что существенно сказывается на комфортности езды.
Виды систем ГРМ
Чтобы лучше представлять работу ремня газораспределительного механизма стоит знать о существующих типах газораспределительного механизма и их главных особенностях. В настоящее время существуют три вида:
- SOHC, ранее известный как Overhead Camshaft (OHC);
- DOHC;
- OHV.
Главной особенностью системы SOHC является установка одного распредвала в головку блока цилиндров. Это обеспечивает более бесшумную работу по сравнению с другими типами. Также один распредвал дает в итоге упрощенную конструкцию всего устройства. Комплектация ее может составлять, как 2, так и 4 клапана на один цилиндр. Снабжение его двумя клапанами способствует падению мощности, поскольку снижается уровень вентиляции. При комплектации в 4 клапана увеличивается нагрузка на распредвал и саму систему, что делает последнюю подверженной большему риску поломки, ухудшает заполнение цилиндров.
Тип DOHC включает в себя два распределительных вала, по одному на выпускные и впускные клапаны. Такой вид отличается более высокой стоимостью и сложностью устройства. Но это компенсируется экономией топлива: лучшая наполняемость цилиндров и их тщательная вентиляция делает КПД двигателя на порядок выше. Конструкция была разработана в конце прошлого века, однако, хорошо зарекомендовала себя и продолжает пользоваться спросом.
Если разбирать тип OHV, то в первую очередь стоит обратить внимание на его конструкцию. Распредвал, в отличие от предыдущих вариаций, находится в цилиндровом блоке. Движение же клапанов осуществляется через коромысла. Такое устройство делает систему более компактной, лишенной массивных узлов на головке. При использовании на V-образных двигателях это является весомым преимуществом, ведь они становятся заметно уже. Однако, существуют и недостатки:
- повышенная инерционность;
- ограниченное число оборотов;
- низкие мощность и крутящий момент.
При этом ohv в массовом производстве не использует четыре клапана на головку.
Обрыв ремня ГРМ и его причины
Учитывая сложность и значимость вышеописанных устройств нетрудно представить масштаб последствий при обрыве. В такой ситуации гарантировано повреждение клапанов и головок цилиндров, что означает дорогостоящий ремонт. Потому есть рекомендации по надлежащей эксплуатации и оперативной съемке детали.
В попытке сэкономить на расходниках, многие владельцы авто приобретают товары сомнительного качества. Такие маневры могут закончиться плачевно. Наиболее часто происходят обрыв или соскакивание ремня. Есть определенные нюансы, когда быстрый износ детали говорит о наличии проблем в самой системе:
- разорванный или надорванный ремень с растрепанным кордом сигнализирует о слишком сильном натяжении;
- при слабом натяжении может быть срезан зубчик с внутренней поверхности или наблюдаться его износ;
- трещины на материале кольца говорят о перегреве или переохлаждении;
- наличие пятен масла указывает на протечку двигателя, нужно обновить резиновое кольцо, поскольку оно будет соскальзывать на оборотах, а также проверить двс на течь;
- при торцевом износе имеет место перекошенное натяжение;
- сильный шум говорит о проблемах натяжения (слишком сильно, либо слишком слабо натянут).
Предвидеть конфуз можно, обращая внимание:
- На работу мотора. При изношенном ремне движок хуже заводится, с трудом набирает скорость на трассе: растянутое кольцо перескакивает через зубцы, провоцируя сбой системы зажигания. Двигатель начинает вибрировать, ощущаются весомые тяговые провалы.
- На выхлопные газы. Вследствие нарушения взаимодействия работы движка с зажиганием рабочая смесь частично остается в неизменном виде. Это ведет к поломке катализатора. Когда не переработанная смесь попадает в выпускную систему, температура резко повышается. Выход отработанных газов может быть более шумным, а цвет дыма окрашивается в черный. Причиной данной дисфункции может быть провисание.
- На звуки работающего двигателя. Ввиду растрепанности кольца работа мотора начинает сопровождаться какофонией из щелчков, клацанья и стука. При увеличении скорости громкость «музыки» соответственно увеличивается. Такой же сигнал о неисправности может подавать водяная помпа. В любом случае водителю стоит обратить внимание и диагностировать неполадки.
Замена
Как говорилось ранее, этот расходник найти и снять легко практически на любой машине. На некоторых моделях он приводит в действие не только механизм газораспределения, но и другие устройства, что значительно усложняет проходимый им маршрут. Чтобы сделать его работу более эффективной и компактной, ввели ограничение с помощью специальных валиков.
Прежде, чем снять ремень, нужно будет ослабить данные валики, снизив тем самым натяжение. Сняв резиновое кольцо и надев новое, с их помощью нужно будет отрегулировать степень натяжения. Специалист при замене совершает определенный комплекс мероприятий:
- демонтаж узла;
- снятие старой детали;
- проверка соприкасающихся частей системы;
- очистка поверхности от загрязнения;
- установка новых деталей;
- проверка и регулирование натяжения.
При обновлении детали, лучше менять и ремень, и сами валики. Состояние шкивов и валиков тоже оказывает значительное влияние на работу всей конструкции и срок службы расходников. Часто в магазинах их можно встретить в комплекте с ремнем.
Как правило, поломка происходит внезапно, потому не стоит пренебрегать сроком службы. В зависимости от автомобиля периодичность замены варьируется. Узнать более точную информацию можно в технической документации авто. В среднем, данный элемент газораспределительной цепи лучше менять через каждые 75 тыс. км пробега.
Если нет информации о том, когда в последний раз производилось обслуживание, можно оценить состояние визуально. При отсутствии трещин, провисаний, растрепанности боковых сторон и зубцов, он еще прослужит достаточно долго. В случае приобретения авто с рук, расходник лучше сразу заменить: неизвестно, когда он был установлен. При малом использовании автомобиля нужно менять не реже, чем раз в пять лет.
Не нужно забывать, что не последнюю роль в сроке службы авто и его деталей играет и дорожное полотно. Например, производители Renault утверждают, что их ремень грм способен прослужить верой и правдой не менее 120 тыс. км пробега по Европе. Как показывает практика, российские дороги укорачивают срок его службы в два раза.
Самостоятельная замена ремня ГРМ
Произвести замену расходника может человек, знакомый с устройством автомобиля и имеющий необходимые инструменты. В противном случае, лучше обратиться к специалисту. Перед проведением обновления нужно подготовить:
- домкрат;
- фонарик;
- колесный ключ;
- шестигранник на 5;
- ключи торцевые, рожковые, накидные в соответствии с марком и моделью авто;
- ключ под ролик натяжения.
Сам автомобиль стоит загнать на ровное полотно, поставив на ручник и установив страховочные опоры под колеса. Также нужно позаботиться о сохранении отметок газораспределительного механизма. Их соответствие нужно проверить по техдокументации. Последовательность действий при ремонте лучше изучить тщательно и вдумчиво заранее по «инструкции по ремонту» конкретной машины. По завершению мероприятий лучше не пренебрегать очисткой деталей: грязь, масла и пыль могут стать причиной повторного ремонта.
Также читайте:
Каталитический нейтрализатор: Принцип работы, можно ли убрать?
Система выхлопа автомобиля: Из чего состоит , частые неисправности и их устранения
Виды задних подвесок автомобилей: Что делать если подвеска скрипит?
Что такое VIN CODE ? Как расшифровать вин код автомобиля Мерседес