Датчик давления в шинах (TPMS): виды, установка, настройка

Датчик давления в шинах — незаменимая вещь для авто

Колесная база – одна из основных систем, непосредственно отвечающих за плавное и безопасное передвижение автомобиля. Правильный контроль предполагает соблюдение рекомендованных показателей атмосферного давления в шинах. Как правило, для каждой модели транспортного средства существуют свои значения. Порой, на передних и задних колесах возможно различие значений. Проверить их можно с помощью специальных измерительных приборов. Многие современные автомобили оснащены встроенной системой датчиков для контроля давления. Чем они полезны, где находятся и какие нюансы эксплуатации стоит знать?

Значимость норм давления

Некоторые водители недооценивают соблюдение данного критерия безопасной езды. Это чревато неприятными последствиями, среди которых можно выделить:

  • уменьшение ресурса резины;
  • увеличение расхода топлива;
  • плохая управляемость автомобилем;
  • деформация колес.

При недостаточном давлении покрышка имеет свойство стираться с боковых частей и сильно нагреваться во время движения. В случае, если автомобиль попадет спущенным колесом в дорожную яму, возможна деформация диска.

Избыток также не идет машине на пользу. Середина протектора начинает быстро стираться, а неровности дороги будут ощущаться наиболее остро, особенно, для пассажиров задних сидений. И, наконец, при попадании таким колесом в выбоину на дороге вероятность разрыва шины практически 100%. Подобное происшествие на полном ходу может стоить жизни.

Ситуация, когда наблюдаются различные значения в шинах, приведет к неуправляемости авто. Особенно опасно подобное в холодное время года, когда сцепление с дорожным полотном и без того ненадежно. Чтобы не стать жертвой собственной халатности, стоит уделять данному вопросу особое внимание.

Система TPMS и внештатные аналоги

Tire Pressure Monitor System, она же система TPMS, разработана для мониторинга уровня давления в шинах. Изначально предназначалась для осмотров спецтехники и военного автопрома, после перешла на гражданское использование. Представляет собой датчики для каждого колеса. В основном, такую систему можно встретить на автомобилях премиум-класса в качестве встроенной или дополнительной опции. При желании можно установить и на бюджетные модели за вполне приемлемую сумму.

Принцип работы основан на отслеживании скорости вращения колеса. Происходит оно в связи с изменением длины окружности, которая в свою очередь меняется вместе с количеством воздуха внутри шины. То есть, когда колесо сдувается, соответственно, уменьшается его радиус, а значит и проходимый путь при полном обороте. Частотные датчики вычисляют какое расстояние проходит правильно накачанное колесо за один оборот. Несоответствие сразу фиксируется, направляется соответствующий сигнал, и водитель получает предупреждение о возникшей неисправности либо в виде текста на приборной панели, либо в виде загоревшейся лампочки.

Разработаны аналогичные программы, позволяющие отображать информацию об уровне давления на мониторе мобильного устройства или планшета. По сути, все эти программные обеспечения – электронные системы, работающие по принципу беспроводных технологий.

Они весьма эффективны и куда более прагматичны, нежели самостоятельные проверки «на глаз» или ручные измерительные приборы. К тому же, они работают в фоновом режиме, постоянно контролируя ситуация, в то время как ручные проверки проводятся в лучшем случая – по графику, в худшем – по факту неисправности.

Датчик давления: устройство и разновидности

Наибольшим спросом ввиду своей практичности и доступности пользуются внештатные системы мониторинга. Среди них выделяют механические и электронные датчики давления (ДД).  * Механический по принципу своей работы будет правильнее назвать индикатором. Дело в том, что ДД такого типа фиксирует информацию и направляет ее в электронный блок, откуда она поступает в преобразованном визуальном виде на дисплей. Потому их можно сравнить со старыми манометрами.

Внешне такой ДД напоминает колпачок вентиля камеры. Выполнен он из прозрачной пластмассы и прост в своей конструкции: прозрачный цилиндрический корпус состоит из трех цилиндров разного диаметра, расположенных друг в друге. Они разного цвета: начиная с большего – зеленый, красный и желтый. Их перемещение основано на принципе выдвижной антенны.

Устанавливаются эти колпачки внешне на места родных колпаков. Каждому цвету соответствует определенное значение давления. Нормальный уровень – зеленый, незначительное отклонение от нормы – желтый, критическое значение – красный. Поскольку у многих автомобилей передние и задние колеса имеют разный допустимый диапазон, то и в продаже имеются датчики с различным установленным диапазоном – как правило, от 1,8 до 3,6 атмосфер.

Преимуществами механических ДД можно считать простоту эксплуатации и монтажа, а также невысокую стоимость. Недостатков на порядок больше:

  • неточность измерения;
  • невозможность вывода информации на панель приборов;
  • незамысловатая установка делает их предметом легкой кражи;
  • быстрое внешнее загрязнение, требующее постоянного очищения перед каждой проверкой, чтобы можно было увидеть цвет индикатора;
  • вероятность сбоя работы из-за проникновения грязи внутрь прибора;
  • маленький ресурс – регулярное использование датчиков не позволит их использовать дольше года с момента установки (а загрязнение способно вызвать преждевременные «глюки» и «залипание» результата проверки).

Ассортимент электронных ДД более обширен. При чем варьируется он не только по ценовому критерию, но и по месту установки и рабочему принципу. Среди самых популярных видов можно выделить:

  • устанавливающиеся на диски;
  • устанавливающиеся на резину;
  • колпачковые (по конструкции схожи с механическими, только работают посредством радиосигнала);
  • системные (ABS, расчет оборотов колес);
  • дд TPMS, встроенные в систему ABS.

Такие приборы устанавливаются на внутренней дисковой поверхности, вентилем наружу. Он практически идентичен с простым вентилем: разница в том, что прикрепляется к железу диска, а не вводится в камеру. Его работа позволяет контролировать давление в режиме онлайн и выводить информацию на монитор.

Срок службы такого ДД до 7 лет, а при интенсивной зимней эксплуатации – до 5 лет. К преимуществам можно отнести постоянный контроль, способность мгновенного вывода информации на панель, звуковую и световую индикацию критического уровня давления, защищенность от кражи. Минусов тоже хватает: дорогостоящая и сложная установка, нельзя производить замену батарейки, от которой работает данный прибор, необходимость балансировки колес после установки ДД (они имеют значительный вес).

Установка, настройка и устранение ошибок ДД

Самые простые в своей установке – механические. Их нужно просто вкрутить на место родных колпачков. В какой-либо дополнительной настройке они не нуждаются. Электронные вариации требуют больше усилий, поскольку имеют блок управления, работающий обособленно или через разъем прикуривателя. Установка предполагает загрузку обучающего режима и следование поступающим рекомендациям из инструкции. Правильность установки ДД при этом будет отображаться на мониторе.

Наиболее сложные в плане установки – внутренние устройства. Они требуют наличия шиномонтажного станка. Потому лучше обратиться в автосервис. После монтажа потребуется проверить датчики, поочередно спустив и накачав колеса. При снятии данных с монитора устройства (если оно идет в комплекте) дополнительные настройки не потребуются.

Сбросить настройки ДД можно, выполнив следующие действия:

  • проверка всех колес на уровень давления;
  • регулировка до норм;
  • включение зажигания;
  • нажатие на кнопку «set» на протяжении пары секунд (индикатор должен загореться).

Данная манипуляция сбрасывает текущие настройки и запускает калибровку новых. После полного обновления программа подаст звуковой сигнал и отключит световую индикацию.

Как убрать ошибку ДД, если давление в норме, а сигнал о неисправности шин поступает? Бывают случаи, когда система может сигнализировать некорректно:

  • смена колес;
  • их перестановка.

Чтобы исправить ситуацию при подобных условиях необходимо сбросить настройки до первоначальных. В качестве способа сброса можно использовать следующие мероприятия:

  • езда на скорости 20 км/ч на протяжении 20 минут;
  • использование кнопки сброса системы TPMS;
  • спуск и накачка колес;
  • отсоединение и подключение аккумулятора.

Сигнал может сохраняться и после этого. Существует несколько причин данному явлению:

  • Мигающий индикатор говорит о сбое системы. Его устранение решается посещением сервиса;
  • Горящая контрольная лампочка является признаком того, что, хотя бы, одно из колес имеет отклонение от нормы;
  • Спортивная езда или поездка по бездорожью может стать причиной горящего индикатора, однако, по завершению он должен погаснуть.

Сброс датчиков на изначально оборудованных автомобилях не составит труда. Например, на Мерседес gl или glc для этого потребуется выполнить пару простых шагов, прописать датчики. При поступлении сигнала, нужно включить зажигание и войти в системное меню. Подтвердить, что давление в пределах нормы. Система после этого сама осуществит сброс и обновление, а затем перейдет в штатный режим работы.

Контроль за давлением необходим на любом автомобиле. Потому каждый водитель должен выбрать наиболее подходящий и удобный для себя способ. ДД является оптимальным вариантом, сочетающим в себе практичность и надежность.

Ссылка на основную публикацию