Получить удар током при выходе из автомобиля – удовольствие не из самых приятных для любого водителя. Почему же железный друг стал бить разрядом и что делать в подобной ситуации?
Откуда берется заряд?
Учитывая насколько оснащены электрооборудованием современные автомобили, особо удивляться не приходится. Практически любой узел машины дополнен электроникой, направленной на повышении комфорта, безопасности, мобильности транспортного средства. Есть модели, длина проводки которых варьируется в пределах полутора км. Найти место, где коротит или произошел разрыв становится весьма трудно.
Чтобы понять откуда берутся электрические разряды на корпусе авто, нужно вспомнить школьную программу физики. Накопленное статическое электричество (СЭ) обычно проявляет себя при выходе из автомобиля. В этой ситуации наиболее вероятна причастность самого кузова к накоплению заряда.
Есть мнение, что следующее описание – основная причина. Сухая погода встречается движущийся транспорт встречными воздушными потоками, насыщенными частицами пыли. Последние являются для заряженного иона отличным естественным аккумом. Взаимодействие с корпусом переносит их на металлическую поверхность, где они образуют электростатическое поле. При встрече с разрядом другой поверхности и противоположной силы получается разряд. Его мощность напрямую зависит от продолжительности накопительного процесса. Например, продолжительная поездка в жаркую, солнечную погоду практически не оставит шанса ее безболезненного завершения.
Однако, многие специалисты считают это пояснение достаточно сомнительным. В своих доводах они опираются на то, что частицы пыли не способны накопить существенный заряд, а попадая на поверхность транспортного средства плавно рассеиваются, встречая поля с разрядом противоположной силы.
Более реальной выглядит версия, где проблема кроется в предметах одежды из синтетики или шерстяных материалов. Поверхность сидений при соприкосновении с такой одеждой пассажира или водителя становится приемником СЭ. Оттого, наэлектризованная одежда подводит своего владельца под монастырь при попытке выйти из машины.
Интересным моментом выступает тот факт, что у каждого своя электропроводная характеристика. Из чего следует, что кому-то подобный конфуз не принесет даже неприятных ощущений, а для кого-то – будет весьма болезненным. Решение простое – пересмотреть гардероб и не надевать потенциально опасные вещи для поездок.
Еще один источник неприятностей – неисправность электронного оборудования или электропроводки. Нарушение последней еще называют пробоем высоковольтных проводов (ВВ). Чем солиднее возраст железного коня, тем выше риск подобной неполадки. Более того, это может не быть механическим повреждением. Накопившееся загрязнение проводов, повышенная влажность и запыленность также способны привести к образованию внешнего электричества. На старых авто это зачастую происходит в катушке зажигания или свечах. Современные модели имеют куда больший простор для поиска первопричины. Изношенная проводка, разношенные разъемы, деформация изоляционной прослойки – достаточные причины для образования разряда.
При подозрении неисправности моторного отсека или, по-другому, пробой на массу выявить проблемную зону не составит труда. Просто нужно осмотреть заведенный двигатель в абсолютной темноте. Постоянный разряд будет сразу заметен. В случае обнаружения подобного, нужно приступить к безотлагательному устранению пробоя.
Менее распространенной является ситуация, когда разряд возникает в иных узлах машины. Например, в тормозной системе. Во время длительного торможения взаимодействие дисковой поверхности и колодок сопровождается возникновением силового поля. При отсутствии препятствий созданное напряжение способно перетечь на поверхность кузова авто. А так, как перед остановкой присутствует фактическое торможение, то вероятность ощутить удар тока достаточно высока. Возникновение статического поля может произойти ввиду дискового вращения и взаимодействия с воздушными потоками. Чтобы предотвратить подобное существуют специальные антистатические устройства.
Насколько это опасно?
Сила разряда невысока – не более 12 В. Получить подобный удар хоть и достаточно неприятно, но все же не смертельно. Ждать серьезных последствий, кроме испорченного настроения, от него не придется. Однако, в случае с транспортным средством статическое электричество может поспособствовать деактивации некоторых приборов. Куда опаснее ситуация, когда разряд находится в непосредственной близости с крышкой бензобака. Чтобы воспламенить топливо хватит совсем небольшой искры.
Более того, получить подобный разряд можно, находясь в салоне автомобиля. А также высока вероятность отказа одной из электронных систем на ходу. Это может стать причиной замешательства водителя и последующей за этим угрозой создания аварийной ситуации на дороге. Потому подобное явление должно стать поводом незамедлительного обращения в сервис или самостоятельных шагов по устранению ситуации.
Способы устранения проблемы
Несмотря на прямую безобидность для здоровья человека, косвенно разряд электричества может привести к многим неприятным и опасным последствиям. Водители, которые часто сталкиваются с подобной картиной, ищут пути решения вопроса самыми разными методами. Коих, кстати, очень много, но в обзор попадут лишь самые популярные и проверенные.
- При сильных и болезненно ощутимых разрядов самое верное решение – посещение автомастерской. При высоком разряде причина, вероятнее всего, кроется в неисправной проводке или электронном оборудовании, а это чревато серьезными последствиями. Обычному водителю самостоятельно найти утечку в сложной электросхеме проблематично. Специалист автосервиса при помощи специального прибора – авто сканера, легко и быстро выявит проблему в сети и устранит ее.
- Один из самых популярных способов избежать накопление СЭ – использование антистатических лент. Многие замечали две резиновые полоски, свисающие с заднего бампера авто до самой земли. На самом деле крепятся они не к пластмассовому элементу, а к неокрашенной металлической поверхности. Лишь тогда будет ожидаемый эффект. Полоски представляют собой ленты резины, содержащие внутри графит, алюминиевую пудру или проволоку. Причем два первых наполнителя отличаются долговечностью, а проволока начинает ржаветь и хуже проводит электричество.
- Стоит проверить материал, из которого изготовлена обивка сидений. При его высокой проводимости лучше приобрести чехлы из антистатика. В любом случае это обойдется дешевле замены обшивки. Либо можно приобрести спрей для обработки сидений. Правда, его действие не долговременное. Можно совместить приятное с полезным, купив средство для очистки тканевой обивки с антистатическими свойствами. Так, например, средство Nekker российского производства, не только устраняет загрязнения, не оставляя разводов и пятен, но и препятствует накоплению СЭ.
- Во время пользования транспортным средством лучше отдавать предпочтение предметам гардероба из натуральных материалов. Это существенно снизит риск накопления СЭ.
- Возникновение статистического электричества наиболее вероятно при определенных условиях – при сухом воздухе. Чтобы повысить влажность в салоне можно прибегнуть к помощи специализированных аэрозолей или автомобильных увлажняющих, или испаряющих приборов. Они не только избавят от проблемы, но и благоприятно отразятся на водителе и пассажирах, улучшив их общее самочувствие. Не будет лишним устраивать регулярную влажную уборку салона.
- И, наконец, способ, не требующий никаких материальных или физических затрат – прикосновение к металлической детали перед выходом из авто. Этот трюк снижает риск получить статический разряд.
Использование вышеописанных методов позволит забыть об этом неприятном явлении без обращения в автосервис и ощутимых материальных затрат. Однако, их использование допустимо лишь в том случае, когда причина не кроется во внутренней неисправности автомобиля. Игнорировать ситуацию, когда автомобиль бьет током, неразумно. Ведь если источник находится в электронном оборудовании, то его ремонт обойдется куда дороже.