Так называется утрата сцепления дорожного покрытия и шины, происходящая из-за водного слоя на поверхности дороги. В народе такое явление еще называют водяным клином. Происходит оно, чаще всего, при несоблюдении скоростного режима, когда автомобиль пересекает участок дороги со скоплением воды. Поскольку никакого эффекта трения в этом случае не присутствует, данная ситуация куда более опасна, чем потеря сцепления на льду.
Чем выше скорость, тем выше риск пострадать от аквапланирования (АП). При этом нет такого понятия, как безопасное значение скорости, позволяющее защитить автомобиль от водяного клина. При определенных условиях даже небольшая скорость может закончиться потерей сцепления. Так какие условия способны привести к такому эпизоду?
Содержание
Что способствует утрате сцепления?
Чтобы суметь, если не предотвратить, то хотя бы минимизировать последствия АП, нужно знать условия, благоприятные для его возникновения. Как говорилось выше, самым основным фактором выступает большая скорость. Любая резина имеет рисунок водоотводящих канавок, цель которых – вывод воды из контактирующей области колеса с дорогой. Если машина на полном ходу проезжает через большое количество воды, то на них рассчитывать не приходится. Такой объем воды они не в состоянии вывести из-под колеса за какие-то секунды.
Потому между колесом и дорожным покрытием возникает водная прослойка, разрывающая сцепление. Второй фактор – толщина водного слоя. Чем глубже лужа и выше скорость, тем меньше шанс избежать аквапланирования. Единственное, что можно предпринять – заблаговременно сбавить скорость.
Состояние и глубина протектора резины – третий фактор, оказывающий колоссальное влияние на исход езды по лужам. Стертые и неглубокие канавки и ламели шины не могут справиться с водной массой, а значит АП практически неизбежно. Потому, прежде чем набирать скорость, лучше трезво оценить состояние своей резины.
Некоторые водители предпочитают обувать свое авто в спортивную резину, пытаясь добиться максимального сцепления с сухой дорогой. Однако, уменьшение канавок, за счет которого и увеличивается сцепление, в дождливую погоду и на влажной поверхности даст прямо обратный эффект. Отсюда назревает логичное заключение о необходимости своевременной замены резины и ее соответствия сезону.
Косвенными причинами возникновения водяного клина могут стать:
- неудовлетворительное состояние подвески;
- переизбыток или нехватка давления в шинах;
- масса автомобиля;
- состояние дорожного покрытия.
Чем лучше дорожное полотно, тем выше риск потерять сцепление: водный слой более равномерно распределяется по поверхности, лишенной трещин, выбоин и ямок. Старые дороги же словно впитывают в себя влагу, пропуская ее через дефекты и изъяны своего покрытия.
Причем в зоне повышенного риска модели, стоящие на широких колесах. Современные авто, отличающиеся более узкими колесами, могут спокойно преодолеть опасный участок, даже не заметив этого. Чем меньше площадь соприкосновения, тем ниже риск.
Спущенные шины также увеличивают риск неприятной ситуации. Они просто промнутся, впуская водные массы в область контакта с дорогой. Аналогичным эффектом обладает и неисправная подвеска машины: изношенные амортизаторы, как правило, не отличаются жесткостью и упругостью. А значит автомобиль не сможет «прижаться» к дороге. И последний фактор: чем легче авто, тем меньше сила собственной тяжести будет препятствовать разрыву сцепки.
Последствия водяного клина
Последствия АП несут прямую угрозу как для автомобиля, так и для здоровья водителя. Если для зимнего вождения существует соответствующая резина, предназначенная для повышения сцепки, то для прохождения через водные массы никаких наработок нет. Чем может закончиться возникновение водной прослойки?
- Самое худшее развитие событий – утрата управления автомобилем. На большой скорости она почти неизбежна. По ощущениям это схоже с парением в воздухе. Автомобиль словно несет над дорогой и не реагирует на повороты руля. Хорошо, если это не приведет к заносу. Который, кстати, наверняка будет, если водяной клин заработают одно или два колеса.
- Эффективного торможения при АП ждать не стоит. Реакция автомобиля на педаль тормоза снизится в три раза, а это означает увеличенный тормозной путь.
- Непредсказуемость ситуации – еще одна опасная особенность явления. В зависимости от других условий (асфальта, скорости, порыва ветра, резины, наличия других участников движения и т.д.) она может обойтись «малой кровью», а может закончиться плачевно.
Меры предосторожности и действия при АП
Что делать, чтобы избежать гидропланирования? Самое главное – внимательно относиться к состоянию резины. Не стоит в попытке сэкономить, «гонять» на старых, изношенных колесах. Стертый протектор является прямым сигналом о необходимости посещения шиномонтажной мастерской. Чем старше шины, тем сильнее подвержены гидропланированию.
Даже новая резина не может быть гарантией. В дополнение к ней нужно внимательно следить за дорожной полосой. Если на первый взгляд дорога может показаться просто слегка влажной, стоит снизить скорость. Вероятно, это визуальный эффект от равномерного покрытия водой. При выпадении осадков рекомендуемая скорость движения – не более 90 км/ч. Однако, если резина не первой свежести, то лучше снизить эту границу до 50-60 км/ч.
При невозможности объехать водное препятствие, нужно продолжить движение на небольшой скорости, удерживая руль в прямом положении. При непосредственном въезде любой поворот рулевого колеса может привести к потере управления и заносу. Также нельзя пытаться выжать тормоз в случае, если началось заметное скольжение. Торможение эффективно при взаимодействии с поверхностью, а в этом случае оно отсутствует.
Если обратиться к автомобильным форумам, то можно выделить основные советы опытных водителей как себя вести:
- Лучше воздержаться от обгона и превышения скорости на влажной дороге.
- Не стоит ребячиться и лихо проезжать лужи – помимо аквапланирования водная гладь может скрывать различные дефекты дороги, которые могут привести к серьезным повреждениям авто или возникновению аварийной ситуации.
- Не игнорируйте дистанцию. Злой рок может случиться с идущей впереди машиной, а последствия — аукнуться на оказавшихся рядом машинах.
- Держите руль как гласит инструктаж вождения. При возникновении опасности одной рукой сложно выправить автомобиль.
- Не поддавайтесь панике. Аквапланирование нужно предотвращать. Если это не получилось и гидропланирование начинается, то сохранение холодной головы поможет минимизировать потери. Отчаянно крутить руль или выжимать тормоз не стоит – так увеличивается риск массового ДТП.
Как выбрать устойчивую резину?
Возвращаясь к шинам, можно отметить, что одной «свежести» бывает недостаточно. Нужно подобрать товар, отличающийся соответствующими характеристиками. Шины более устойчивые к риску гидропланирования отличаются особым узором протектора и углубленными каналами для отвода влаги. Они не дают 100%-ной гарантии, однако, вероятность благополучно проехать мокрые участки увеличивается в разы. На такой автомобильной «обуви» имеются надписи «water», «rain» или «aqua».
Последнее столетие производители авторезины стараются найти оптимальное решение проблемы. Среди таких пользуются спросом такие товары как:
- Continental UltraContact UC6;
- Goodyear Eagle Sport;
- Hankook K120 VentusV12 Evo2;
- Michelin Croos Climate;
- Nokian Hakka Green.
В ценовом диапазоне эти модели наиболее прагматичны и эффективны, чем их конкуренты. Практически каждый из приведенных продуктов обладает повышенной амортизацией, уникальным рисунком, пониженным уровнем шума и универсальностью в отношении погодных особенностей. Срок службы этих изделий также существенно превышает менее качественные аналоги. Благодаря прочному материалу о замене не придется думать пару-тройку сезонов.
Отечественный продукт «Butterfly» появился на рынке относительно недавно, но уже обрел достаточную популярность. Понятие дождевых шин пока еще не столь обособленное. Относятся они к летнему формату и главной особенностью имеют специфичный протектор. Водоотводящий канал словно разделяет резину на две шины, отчего усиливает сцепление с дорожным полотном.
Комфорта от большинства «дождевой» авторезины ждать не приходится: они отличаются низким уровнем плавности хода и приличным шумом, к тому же эффективны лишь при осадках. На сухой дороге она порядком уступает летней резине. И добивающим моментом является высокая стоимость товара. Разумеется, «переобуваться» перед каждым предвещенным прогнозом дождем никто не будет, а недостаточное качество службы в обычную погоду оставляет желать лучшего.
Альтернативой выступает результат тандема летней и аква резины. Имеющие профиль 55-65 и направленный узор протектора, они дают меньше шума и больше плавности хода, снижая при этом риск пробитого колеса и деформации диска. По цене они также более приятны для потребителей. Однако, подобные варианты встречаются редко, в основном их привозят под заказ. То есть, даже при желании попробовать подобную резину, не факт, что это получится осуществить.
Несоблюдение рекомендаций по эксплуатации автомобильной резины, а также правил дорожного движения нередко приводит к трагичным последствиям. Чтобы оградить себя от подобного нужно помнить о том, что превыше всего – безопасность водителя и его пассажиров, и не пытаться сэкономить на «обуви» для железного коня.