Стук в двигателе

Исправный мотор не создает в процессе своей работы никаких посторонних звуков. Бесшумный и плавный ход — весомый показатель корректной и стабильной работы. При возникновении дополнительных шумов в подкапотном пространстве необходимы немедленная диагностика и устранение возникшей неполадки, причины и последствия которой могут носить весьма неприятный характер.

Стук в двигателе

Какими бывают шумы?

Посторонний шум при работе двигателя может быть вызван целым рядом причин. Некоторые достаточно просто выявить и устранить, другие же могут стать причиной капитального ремонта силовой установки.

Любой звук является следствием соприкосновения одной детали двигателя внутреннего сгорания с другой. Конструкция ДВС предполагает индивидуальное звучание для каждого варианта. Выражается это тональностью шума, его частотой и интенсивностью. Так, к примеру, приглушенный стук мотора, едва различимый и неслышный при езде автомобиля, скорее всего, не станет поводом для серьезных трат. Однако, своевременная диагностика требуется в любом случае.

При более навязчивом и громком звуке автомобиль нужно немедленно отправить на техническое обслуживание для проведения комплексной диагностики. Езда на такой машине опасна, как для водителя, так и для окружающих.

Если звук ярко выраженный, громкий и различимый даже на полном ходу транспортного средства, необходимо сразу же прекратить движение и заказать услугу эвакуатора. Попытка добраться до сервиса самостоятельно способна привести к серьезной поломке двигателя и его капитальному ремонту.

Из-за чего возникает стук?

Самые распространенные причины стука двигателя — изношенные детали и узлы, появление детонационных явлений. Специфика звука обусловлена источником его возникновения, то есть, для каждой поломки характерно свое отличительное звуковое сопровождение.

Из-за чего возникает стук?

При появлении стука с запуском холодного мотора есть вероятность его самостоятельного устранения при постепенном прогревании силового агрегата. Может измениться его интенсивность, тональность, громкость. При повышении температуры или давления этот стук может усилиться.

Основные причины

Основные симптомы и причины, указывающие на неисправность той или иной детали движка или износа его составляющих:

  • Даже полностью исправный двигатель может насторожить владельца авто своим стуком. Такое часто наблюдается при различии тепловых зазоров от принятых норм. Эта ситуация решается с помощью специализированной регулировки клапанов.
  • Бряканье холодного движка может появиться из-за выхода из строя гидрокомпенсаторов. Причиной их поломки становятся механический износ, использование неподходящего масла, его запоздалая замена. Вопрос решается посредством промывки ДВС с заменой масла и установкой нового масляного фильтра. Например, для mercedes w202 производитель рекомендует использовать качественные масла для предотвращения отложений.
  • Первые несколько секунд могут сопровождаться стуков по причине увеличенного зазора коренных вкладышей. Подобный гул устраняется при увеличении давления в смазочной системе. Причиной подобного может быть нарушение работы масляного насоса. Отсюда и недостаточное количество масла, закупорка каналов и логичное отсутствие качественной смазки подвижных элементов системы. Естественно, взаимодействие таких деталей будет сопровождаться скрежетом и ударом.
  • При неисправности ГРМ также наблюдается специфический шум. Виной тому зачастую выступает увеличенный зазор распредвала. Прогрев мотора либо полностью устраняет подобную какофонию, либо делает ее менее громкой.
  • Неполадки шатунов сопровождаются глухим металлическим ударом и интенсивной цикличностью. Происходит из-за механического износа данных элементов и попадания шатуном в шейку коленвала. Убрать такую проблему без помощи специалиста невозможно.
  • Детонационные процессы в двигателе легко отличить по звонкому стуку. С увеличением оборотов соответственно возрастает и металлический звук ударов. Источником его является преждевременное воспламенение рабочей смеси, приводящее к самопроизвольным разрушительным взрывам.
  • Изношенный поршень также проявляет себя специфичным бряканьем. Деформация поршневого кольца ослабляет ход поршня, отчего тот по нарушенной траектории задевает стенки цилиндра.
  • Виной настораживающему шуму может быть применение неподходящей прокладки ГБЦ, влекущее за собой увеличение силы сжатия.
  • Использование горючего с недостаточным октановым показателем приводит к возникновению детонационных процессов, а, следовательно, и звуковой сопровождающей.
  • Повреждение навесных деталей подкапотного пространства вызывает неприятный гул. Так будет греметь цепь ГРМ, привод или другой дефектный элемент.

На что обратить внимание при диагностике своими руками?

Специалисты СТО способны провести качественную диагностику авто не только при помощи специальных приборов, но и ориентируясь на свой слух. По звуку они могут определить проблемное место и указать на причину данного явления. При желании провести диагностику шумов своими руками нужно учитывать, что данная процедура требует особой внимательности.

На что обратить внимание при диагностике своими руками?

Можно обзавестись оборудованием, для начала нужно иметь при себе хотя бы стетоскоп. Некоторые опытные владельцы в кустарных условиях мастерят самодельные прослушивающие приборы. Однако, нельзя упускать тот факт, что тональность одной и той же поломки, но на разных моделях двигателей разительно отличается. Потому проверку лучше осуществлять комплексным методом: на холодном старте, при сбросе газа, на низких и высоких оборотах.

Шумы имеют характерное разделение на периодические, постоянные, неравномерные и различной частоты. В большинстве случаев интенсивность стуков можно соотнести с оборотами коленвала. При ускорении силового агрегата вырастает интенсивность и частота постукивания. Последняя иногда совпадает с коленвалом или, напротив, идти в разнобой. Это делает шум наиболее четким. Рабочий режим ДВС также оказывает влияние на интенсивность звукового сопровождения.

При высоких оборотах и повышенной нагрузке на двигатель соответственно повышается нагрузка на ГРМ и элементы шатунного и кривошипного механизмов. Стук изношенных узлов и деталей будет более интенсивным и тональным, чем на включенной нейтралке.

Что делать при самостоятельной диагностике?

В первую очередь нужно убедиться, что источник шума — двигатель, а не другие агрегаты. При коробке автомат рекомендуется выжать сцепление, разъединив его с мотором. Это позволит исключить наличие проблемы в трансмиссии.

Следующим шагом будет определение цикличности, продолжительности, и интенсивности стука. Звонкий стук характерен для верхней зоны головки блока цилиндров и говорит о несоответствии зазора клапанов. Шелест, скрип или свист укажут на дефект цепи ГРМ или повреждение генераторного ремня. При детонации звук яркий, звонкий и имеет свое название в народе «стук пальцев». Еще одним слабым местом являются опора движка.

Для более точного прослушивания используется фонендоскоп, а в профессиональном обследовании — мотор тестер. Чтобы лучше понять суть возникшей проблемы, рекомендуется прослушать движок на разных рабочих режимах и участках. Такая диагностика позволит выявить закономерность появления звуковых явлений, условия для их усиления или ослабления. Разбор основных причин металлического стука поможет сделать правильную диагностику.

Поломка гидрокомпенсаторов

Гидрокомпенсатор (ГК) выступает в качестве регулировщика теплового зазора клапанов. Его применение на силовых установках благоприятно влияет на ресурс газораспределительного механизма, поскольку соблюдается оптимальное состояние теплового клапанного зазора как при прогретом, так и холодном моторе. На слух ассоциируется с ударом небольшого шарика о крышку с выраженной систематичностью.

Поломка гидрокомпенсаторов

Появиться металлический шум ГК способен ввиду:

  • механических повреждений или износа элементов;
  • нарушения смазочной системы мотора;
  • некачественного или несоответствующего масла.

Если рассматривать металлический стук на холодном старте, то стоит различать поводы для опасения от вполне естественных рабочих проявлений. При пропадающем после прогрева мотора гуле, паниковать не стоит. Вероятнее всего, деятельность двигателя способствовала загрязнению гидриков. Плюс масло сразу же после запуска не успевает прогреться и получить нужную вязкость для качественной смазки.

Другие варианты поломки гидрокомпенсатора

Если же масло недавно менялось, следует задуматься о поиске более качественного аналога или измерить его уровень. Полностью же сломаться или заклинить гидрокомпенсатор не способен. Его поломка всегда сопровождается постоянным стуком. Помимо этого, возможны следующие варианты:

  1. Утечка масла из клапана ГК при неработающем ДВС. Вследствие этого в гидрокомпенсаторе образуется воздушная масса, которая позднее вытесняется прогретым маслом. Небольшая прогазовка поднимет давление масла в системе и способствует быстрому решению проблемы. Однако, этот способ подойдет только для мотора, который был в состоянии покоя очень непродолжительное время (например, 5-минутная стоянка после езды). На холодную газовать не рекомендуется. При более запущенном случае лучше сразу направить авто на диагностику для своевременного ремонта.
  2. Загрязненность канала, подающего масло в гидрокомпенсатор, также может быть причиной металлических шумов на холодную. И также самоустраняется при прогревании масляного состава: происходит разжижение, в том числе и его отложений. Со временем канал забьется полностью, потому лучше сразу воспользоваться специальным очистителем.
  3. Привести к характерному шуму способно нарушение пропускной способности масляного фильтра. В такой ситуации не будет лишним заменить фильтр, провести промывку системы смазки и перейти на другое масло.

При затруднении самостоятельного выяснения причин стука при запуске двигателя на холодную не стоит надеяться на то, что пронесет. Исправный и стабильно работающий двигатель отличается плавной и бесшумной работой. Все другие случаи должны быть поводом немедленного обращения в автосервис.

Также читайте:

Двигатель компании Mercedes-Benz М102: Слабые места, устранение проблем

Способы как увеличить мощность, крутящий момент вашего двигателя

Принцип работы ДВС: Виды двигателей, Устройство двигателя, Рабочий цикл ДВС

Проблема мотора Мерседес-Бенц М272

Проблемы с двигателем 276 серии: Металлический шум, натяжитель, обратные клапаны

 

Ссылка на основную публикацию