Проверка компресси в цилиндрах двигателя - безнинового и дизельного компрессометром

Как измерить компрессию в двигателе при помощи компрессометра

Проверка компрессии в цилиндрах двигателя является надежной диагностикой механического состояния автомобиля. С ее помощью можно определить причину неисправности  при любых симптомах нестабильной работы: при повышенном расходе масла, деактивации мотора на холостом ходу, общем падении мощности. Очень часто источником этих рабочих дефектов выступает недостаточная компрессия.

Компрессия и ее значимость

Компрессия – это давление, созданное при нахождении поршня в ВМТ при выключенном двигателе. Многие путают ее со степенью сжатия (СЖ), что в корне неверно. Степень сжатия определяет технические характеристика цилиндра, соотношение его объему к объему конца сжатия – остающееся пространство над поршнем при достижении им верхней мертвой точки. Степень сжатия оказывает непосредственное влияние на компрессию, в то время как сама от нее никаким образом не зависит.

На показатели компрессии (К) влияют еще многие факторы: температура при замере, давление начального сжатия, регулировка газораспределения, наличие протечки в камерах сгорания, которая в свою очередь появляется при изношенных кольцах и цилиндрах.

Бытует мнение, что при увеличении К поднимается мощность двигателя. Это не совсем соответствует истине. Чтобы увеличить компрессию нужно либо повысить степень сжатия, либо снизить протечку из камер сгорания. Но нужно учитывать, что повышенная СЖ способствует резкому росту давления в цилиндрах, что порождает детонацию, которую фиксирует датчик и подвигает угол опережения в обратную сторону. Итог – падение мощности и рост температуры выпуска. Это чревато сожженными клапанами и поршнями в будущем.

Уменьшение протечки тоже способствует повышению значений компрессии, но при этом не наблюдается увеличение мощности. К повлияет на детонацию, вследствие чего угол опережения зажигания будет сдвинут назад и негативно скажется на значениях мощности.

Завышенный показатель К тоже не является благоприятным явлением для работы мотора автомобиля. Это может быть последствием загрязнения камеры сгорания различными отложениями, из-за которого уменьшается ее объем. Что и способствует детонации, калильному зажиганию и другим неприятным процессам.

Главное влияние компрессии на работу силового агрегата – улучшение его пусковых свойств, в частности при низкой температуре. Дизельные моторы особенно нуждаются в такой поддержке: давление и температура напрямую влияют на воспламенение рабочей смеси. Бензиновые установки также подвластны влиянию этого показателя. Он воздействует на испаряемость горючего, которое при низкой температуре должно происходить при перемещении в цилиндры. На деле же топливо поступает негорючими жидкими каплями.

Низкий уровень К влечет за собой увеличенное картерное давление. При таком раскладе впуск мотора сопровождается большим объемом масляных паров. Это характеризуется последующими увеличением токсичности и загрязнением камеры сгорания. Неравномерное распределение компрессии по цилиндрам сопровождается вибрацией мотора, ярко выраженной на низких оборотах и холостом ходу. Такие процессы пагубно сказываются на состоянии подвески и трансмиссии.

Подытоживая, компрессия – это максимальный показатель давления, получающегося в цилиндрах при неактивном зажигании. Часто при диагностике на сервисе можно услышать, что двигатель подлежит капитальному ремонту, поскольку в нем этот показатель очень низкий. Такой вердикт не обоснован. Возможно, причины кроются в нарушении работы ГРМ, повреждениях самого двигателя, дефектах колец или поршней. Зачастую эти случаи могут быть решены без столь кардинальных мер. Но контроль уровня компрессии остается безусловной необходимостью для гарантии работоспособности силового агрегата и авто в целом.

Чем проверить компрессию?

Данная процедура достаточно проста и не вызовет затруднений даже у человека, не имеющего ранее опыта в подобных диагностиках. Но ее осуществление невозможно без наличия специального устройства – компрессометра. Стоит он не дороже манометра, хотя, в зависимости от производителя цены на них могут значительно разниться. Самый бюджетный вариант будет иметь ценник в 500-1000 рублей, когда стоимость профессиональных приборов доходит до 15000 рублей.

При приобретении устройства стоит обратить внимание на наконечник: при правильной конструкции он должен вкручиваться в свечной канал, а не вбиваться. Это необходимо для соединения манометра и наконечника посредством гибкого шланга, поскольку при использовании в этих целях трубы потребуется дополнительный демонтаж мешающихся элементов. Шкала компрессометра должна достигать не менее, чем 20 кг/куб. см.

Перед проведением проверки стоит проверить состояние стартера и аккумулятор на предмет достаточного заряда. Также потребуются свечной ключ и дополнительные руки, чтобы прокрутить стартер ключом зажигания.

Как произвести измерение компрессии?

Чтобы данные были максимально точными и достоверными необходимо соблюдать поочередность действий:

  • Для начала нужно завести мотор и дать ему время для достижения привычной рабочей температуры, после чего заглушить, снять всю проводку свеч зажигания. Для удобства лучше пометить провода, чтобы в последующем не возникло проблем с их обратным подсоединением.
  • Следующий шаг – создание препятствия для поступления горючего в движок. Самый простой способ – отсоединение бензонасоса. Для этого нужно взяться за шапки и вытащить проводную вилку, следя за тем, чтобы данные манипуляции не повредили соединения проводов. Их также можно пометить во избежание путаницы.
  • Область вокруг свеч необходимо очистить от загрязнений, которые могут попасть в мотор. Демонтаж свеч производится свечным ключом или головкой.
  • Практически на всех моделях измерительного устройства имеется рычаг для сброса давления. Показания нужно сбрасывать перед каждым последующим измерением. Наконечник компрессометра закручивается в свечную скважину.
  • Помощник должен выжать педаль газа, чтобы произошло максимальное открытие дроссельной заслонки. После этого можно начать прокручивать стартер ключом на протяжении 10 секунд. Этот процесс будет сопровождаться увеличением давления в приборе при повышении оборотов. Когда оно достигнет максимального значения, стартер нужно выключить.
  • Результат стоит зафиксировать на бумаге: какой был показатель и сколько времени ушло на достижение максимального повышения давления манометра.
  • Таким образом нужно проверить оставшиеся цилиндры, фиксируя снятые значения.

Оптимальное значение К индивидуально для каждой конкретной модели силовой установки. Ее можно увидеть в технической документации, прилагаемой к автомобилю. Среднее значение бензинового агрегата колеблется в пределах 10-12 кг/куб. см.

Проверка компрессии дизельного двигателя

  • Чтобы не дать топливу поступать в мотор, потребуется отсоединить топливный клапан от питания. Еще можно осуществить зажим рычага насоса повышенного давления.
  • Для проведения процедуры требуется специальный компрессометр для дизелей.
  • В этом случае не требуется выжимать педаль газа, поскольку на дизельных моторах нет дросселя. При наличии его нужно почистить.
  • В остальном следовать инструкции, прилагаемой к мотору.

Что делать, если в одном из цилиндров низкая компрессия?

При обнаружении низкого давления в одном или нескольких цилиндрах нужно выявить причину данного явления: протечка происходит из-за изношенных поршневых колец или имеется другое пропускающее отверстие. Для того, чтобы это уточнить потребуется провести некоторого рода эксперимент:

  • в проблемный цилиндр нужно налить 10 мл моторного масла (около столовой ложки);
  • подключить измерительный прибор и аналогично проверке К прокрутить силовую установку;
  • при заметном увеличении давления в моторе можно говорить о износе поршневых колец или наличии иной протечки – это работа для автомастерской, в противном случае, масло будет стремиться к впускному отверстию и забивать его, не давая воздушной массе уходить;
  • при сохранившихся значениях К можно судить об объемной утечке, которую маслу не удалось закупорить – причиной могут быть моторные клапаны или пришедшие в негодность прокладки.

Чтобы проверить клапаны, ГБЦ нужно демонтировать. Проблемная прокладка же помимо снижения К будет проявляться и иными симптомами. Наличие утечки ведет к дестабилизации работы силового агрегата, что, в свою очередь, может повлечь за собой утечку антифриза в картер, проявляющуюся повышенным уровнем масла и белой эмульсией на щупе при его проверке.

На что может указывать значение компрессии?

Существуют обобщенные соотношения уровня компрессии и возможных причин в кг/куб.см.:

  • Повышенная К от 12 до 15, причиной которой может быть нагар в камерах сгорания с условием износа малосъемных колпачков. Дополнительно может проявить себя как окрас выхлопных газов в синий цвет и повышение масляного расхода.
  • Показатели от 10 до 12 считаются нормой.
  • От 6,5 до 9,5 существует подозрение на износ поршневых колец или поршней, дефекты стенок цилиндров. Имеет те же дополнительные признаки, что и повышенная К.
  • Значения от 7 до 8,5 могут быть сигналом о повреждениях кулачка распредвала, которые мешают клапану корректно закрываться и открываться. При этом наблюдается частичная или полная дисфункция цилиндра.
  • Уровень от 6 до 8 говорит о трещине, вызванной перемычкой поршня. Сопровождается посинением выхлопных газов, увеличенным расходом масла и повышением его давления.
  • Если наблюдается значение от 5 до 8, то можно предположить заклинивание клапана, что также проявит себя в частичном или полном отказе цилиндра.
  • При перегреве или сгорании поршня значение будет от 4,5 до 6 единиц. Можно заметить по нестабильной работе мотора на холостом ходу и повышенном расходе масла.
Ссылка на основную публикацию