Порвался ремень ГРМ: последствия обрыва, гнет ли клапана, признаки

В чем опасность порвавшегося ремня ГРМ

Головка блока цилиндров (или ГБЦ) представляет важный элемент любой силовой установки. Это даже целый комплекс, включающий ряд узлов, деталей и механизмов для правильного функционирования фаз газораспределения. При этом связующим звеном между ГБЦ и блоком двигателя является ремень. Еще два десятка лет назад привод газораспределительного механизма (ГРМ) был цепным. Теперь же под капотом большинства автомобилей можно увидеть менее жесткую «цепь». Самая распространенная неисправность – это обрыв ремня ГРМ.

Большинство водителей закономерно опасаются последствий упомянутой проблемы. Особенно новичков интересует, могут ли погнуться клапана? Или неисправность приведет просто к гибели силового агрегата? Некоторые начинающие автолюбители отмечают становление машины колом и потом при разрыве изделия мотор не запустить, да и не рекомендовано это делать. Следует разбираться в этих моментах, чем собственно и займемся далее.

Первая необходимость

Присутствие ремня ГРМ не стоит недооценивать, ведь благодаря ему синхронизируется работа между распределительным и коленчатым валами двигателя внутреннего сгорания (ДВС). А ведь это изделие тоже можно считать расходником, как и сайлентблоки, масло и остальные материалы. Для правильного функционирования силовой установки важно вовремя открывать и закрывать клапана.

Когда изделие целое, то распредвал поворачивается в определено заданном темпе – то есть его обороты ровно в два раза меньше, нежели у коленчатого вала. При вращении распределительной оси в цилиндры поступает топливовоздушная смесь и выводятся отработавшие газы. При разрыве мягкого изделия весь этот слаженный процесс нарушается, что приводит к неутешительным последствиям и порой тяжелым для ДВС.

Ременная передача производителями была введена не просто так – такая мера позволяет выпускать более легкие и недорогие силовые агрегаты. К тому же существенно снижена шумность по сравнению с цепью. Однако рядовым потребителям приходится расплачиваться – ресурс мягкого полотна значительно меньше его цепкого аналога. Вдобавок нужно регулярно проверять его техническое состояние.

Последствия

Что происходит при обрыве ремня ГРМ? Такая проблема не сулит ничего хорошего, о чем нужно знать каждому водителю, особенно начинающим автолюбителям. Последствия этой поломки могут быть разными. Причем обойтись можно малой кровью, когда нужно просто срочно заменить деталь. Как худший вариант – не избежать капитального ремонта силового агрегата, включая восстановление работоспособности механизма.

Гнет ли клапана при обрыве мягкой «цепи»? Как раз на этот вопрос однозначного ответа не существует. Во многом все зависит от мотора и везения, а также своевременной реакции самого водителя. Степень тяжести поражения находится в непосредственной зависимости от конструктивных особенностей силовой установки. Иными словами, чем проще двигатель, тем меньше губительных осложнений для него. Можно даже не задумываться по поводу того, как гнет клапана. Это чистое везение, ведь в случае обрыва привода заменить остается лишь его.

Если по сути, то проблема выглядит в следующем: когда разрывается полотно, распредвал сразу же останавливает вращение, но коленвал еще в движении. Может случиться так, что «вентиль» в этот момент принимает положение открытия (или закрытия), то есть отстает от седла на определенное расстояние для впуска смеси или выпуска отработанных газов. И хорошо, если поршень при движении верх не столкнется с ним, в чем собственно и заключается везение.

Однако далеко не всегда получается обойтись «малой кровью – практически каждый современный силовой агрегат (в целях повышения мощности) оснащен многоклапанной системой, где не предусмотрены глубокие выборки под тарелки.

О том, что именно может произойти

При обрыве в режиме холостого хода под замену обычно попадает пара тройка деталей. Но если неисправность проявит себя на передаче, тогда придется менять их все. Однако опытные механики рекомендуют все же приобретать новый целый комплект клапанов.

Помимо этого, разрыв полотна может привести к лопанью направляющих втулок. В редких случаях от взаимодействия с клапаном разрушается сам поршень. Также бывают куда более серьезные ситуации:

  • лопаются направляющие втулки;
  • пробивание поршней;
  • прогиб всех клапанов.

В этом случае ремонт двигателя после обрыва ремня ГРМ обойдется существенно дороже. Как показывает статистика, вышеперечисленные последствия разрыва привода касаются преимущественно моторов японского производства:

  • DOHC Nissan.
  • Mazda.
  • Toyota.
  • Subaru.

Однако более серьезные осложнения затрагивают как раз дизельные моторы. В силу их конструктивных особенностей при обрыве мягкой «цепи» страдает целая цепочка:

  • распредвал;
  • подшипники распределительного вала;
  • толкатели;
  • шатуны.

А если разрыв произойдет на высоких оборотах, блок цилиндров полежит капитальному ремонту.

Симптоматика

Те водители, у которых еще пока мало опыта, зачастую не могут самостоятельно определить характер неисправности. В частности на обрыв привода оказывают следующие симптомы:

  • Глушение двигателя, который потом не запустить.
  • Слишком легко вращение коленвала.

Когда мотор уже не запускается, это свидетельствует о нарушении компрессии. Малоопытные автолюбители стараются всеми силами запустить мотор, разрежая тем самым аккумуляторную батарею. Однако такие усердия только вредят ДВС, что может закончиться дорогостоящим ремонтом.

В случае слишком легкой работы мотора компрессия вообще отсутствует и поршни уже ничего не удерживает.

Стоит при таких признаках обрыва ремня ГРМ открыть капот – с большей долей вероятности обнаружится его остатки. Тут еще стоит отметить, что если и планируется замена мягкого привода, то нужно обратить внимание на помпу, ролики, включая остальные детали механизма. Только так ресурс агрегата в целом продлится.

Что может служить причиной разрыва?

С тем, как определить, какие признаки указывают на проблему, мы уже ознакомились, теперь стоит понять, почему рвется полотно. Ведь не происходит же это ни с того ни с сего?! Да, у любого «технического недуга» имеется своя причина. И основная кроется как раз в недобросовестном отношении владельца к собственному автомобилю. Проявляется это в виде несвоевременном проведении замены изношенных деталей.

В среднем интервал замены привода находится в пределах 60 тысяч км пробега. И если впервые водители приезжают на СТО, то впоследствии могут просто забыть об этой процедуре. Также можно назвать и ряд других причин, почему рвется мягкое изделие. Приведем ниже еще несколько самых распространенных причин обрыва ремня ГРМ.

Качество

Надежность запасных частей во многом зависит от производителей. А поскольку привод обеспечивает правильное функционирование циклов работы двигателя, следовательно, на этой детали просто нельзя экономить! В противном случае, придется менять его чаще положенного срока. Здесь уместна народная мудрость про скупого, который всегда платит дважды.

Проблем с приобретением новой детали просто нет:

  • В среднюю ценовую категорию входят изделия под марками:
    • Балаково.
    • Bosch.
    • Lemforder.
  • Тем, кто ценит надежность можно обратить внимание на более дорогие изделия:
    • Gates.
    • Contitech.
    • Dayco.

Во избежание неприятностей с двигателем стоит приобретать продукцию от проверенных производителей. В этом случае можно избежать риска, когда гнет клапана при обрыве ремня ГРМ.

Неправильная операция

Как показывает практика, частые разрывы случаются спустя 1000 или 2000 км пробега, после предыдущей операции замены. Во много это объясняется банальным человеческим фактором – неправильная установка привода.

Доверять эту процедуру необходимо только опытным мастерам, после чего проверять состояние транспортного средства по завершению работ. Главное обратить внимание на звук, издаваемый мотором – изменился ли он в лучшую сторону, проверить состояние и положения полотна привода.

Проблема с роликами натяжения

Ролики служат для натяжения привода ГРМ и не позволяют ему соскользнуть, а также проскальзывать. Это своего рода подшипник, имеющий специальное покрытие. Сила натяжения имеет значение:

  • Если оно слабое привод проскальзывает, что отрицательно скажется на вспомогательных агрегатах.
  • В случае чрезмерной затяжки, изделие просто лопается и тогда звук при этом будет резким, что явно указывает на его обрыв.

Стоит отметить, что у любой детали свой срок службы и ролик не является исключением. Изношенная деталь начинает шуметь. Если проигнорировать данную проблему, то в скором времени полотно может испортиться.

Инородные тела

Как это ни парадоксально, но это тоже является причиной того, почему гнет клапана при обрыве расходника. Защитная крышка крепления нуждается в регулярном контроле технического состояния. В некоторых случаях на изделия попадает масло, загрязнения, что приводит к заклиниванию распредвала либо коленвала. В случае необходимости крышку стоит заменить.

Не соблюдение регулярности замены

Самая основная причина разрыва – это естественное старение детали. В среднем изделие способно продержаться на протяжении 60 000 км пробега (ранее уже было об этом упомянуто). По крайней мере, это относится ко многим автомобилям отечественного производства. У иномарок эта отметка заметно выше – до 150 000 км. Соответственно риск того, что начнет гнуть клапана при обрыве ремня ГРМ заметно ниже.

В любом случае у любой детали есть свой передел – изношенное изделие теряет свои функциональные качества и уже не способно выполнять свои обязанности. Самый распространенная ситуация – износ расходника.

Заклинивание помпы

Как показывает практика, в большинстве случаев данная поломка актуальна по отношении к отечественным транспортным средствам. А вот у автомобилей от зарубежных производителей такое случается крайне редко. Из-за заклинивания помпы рвется полотно привода, что требует срочной замены.

Какие действия нужно предпринять

Многих новичков интересует, что делать в случае разрыва полотна привода? Прежде всего, стоит готовиться к тому, что придется заменить не один клапан, а несколько, а то и все. В дальнейшем действия таковы:

  • Первое – поднять капот и заглянуть под защитную крышку. Для этого достаточно ее немного приподнять или же демонтировать ее.
  • Второе – оценить состояние полотна – оборванное изделие заметно сразу. Но если повреждение внизу, стоит провернуть коленвал вполоборота.
  • Третье – в случае обнаружение поломки машину следует транспортировать в гараж либо СТО.

Один важный момент касательно последнего. Если автомобиль оснащен автоматической трансмиссией, то его нельзя брать на буксир – только эвакуатор.

Операция замены расходника

Процедура по замене ремня включает несколько этапов – купить необходимые детали, подготовить инструменты и собственно сам процесс. Кроме самого полотна рекомендуется заменить обводные ролики, включая натяжители.

При этом нужно убедиться в полной идентичности приобретаемых деталей, к ранее установленным изделиям. Для этого стоит предварительно демонтировать старые элементы и взять их с собой в качестве образца.

Инструменты

Из инструментов понадобится следующее:

  • монтировка;
  • несколько отверток;
  • пассатижи или плоскогубцы;
  • гаечные ключи, головки;
  • домкрат или яма.

Подготовив все самое необходимое можно переходить непосредственно к ремонтным работам.

Технология

Вся процедура замены ремня ГРМ после обрыва (когда не загибает клапана) представлена следующим образом:

  • Отсоединить минусовую клемму АКБ.
  • Получить доступ к приводу.
  • Совместить метки ГРМ.
  • Снять ролики с натяжителем.
  • Демонтировать неисправную деталь.
  • Очистить посадочные места.
  • Ставятся новые детали.
  • Заменить заодно и остальные расходники (к примеру прокладки).
  • Проводится сборка в обратном порядке.

Теперь автомобилем можно пользоваться, только не забывать следить за состоянием ремня и всего комплекса ГРМ. Также стоит обратить внимание на наличие попутных неисправностей. Если им имеет место, нужно устранить их, иначе ремонт окажет лишь кратковременный эффект.

Выставление меток

Перед заменой расходника важно обратить внимание на сохранение меток. Иначе придется потратить более часа на разборку настроек. В момент установки ремня важно обеспечить положение поршня в первом цилиндре в верхней мертвой точке (ВМТ). В этом случае он удален на максимальное расстояние от коленвала.

Как раз в этом положении выставляются метки, и только после этого допускается менять привод ГРМ. При этом количество рисок, а также их расположение зависит от типа силового агрегата.

Как выставить метки? Для этого нужно провернуть коленчатый вал посредством болта крепления шкива к нему. За сам шкив прокручивать коленвал нельзя! После выставления ВМТ можно приступать к замене полотна и затянуть натяжитель. В завершении стоит обязательно провернуть коленвал на несколько оборотов и проверить сбились ли риски. Если в этом есть необходимость, регулировку нужно повторить.

Цена вопроса

Сколько же будет стоить ремонт оборванного расходника? Если не произошло загиба клапанов и прочих негативных последствий, можно обойтись минимальными расходами. Если обойтись своими силами, то финансовые потери могут составить от 1000 до 3000 рублей. При обращении на СТО цену можно смело умножать на 1,5 или 2. В том случае, когда обнаружатся более серьезные неисправности двигателя, то ремонт обойдется в пятизначный ценник.

В качестве заключения

Чтобы понять, гнутся ли клапана или нет, достаточно обратиться к технической документации к двигателю от производителя. Тем не менее полной уверенности в том, что клапана останутся нетронутыми на основе визуальных и табличных данных не добиться. По этой причине лучше соблюдать меры профилактики, и регулярно менять ремень ГРМ в положенные сроки. Только так можно продлит двигателю жизнь, а также избежать серьезных последствий.

Ссылка на основную публикацию